Адам (евр. אָדָם ʾāḏām) — согласно библейской книге Бытия, первый человек, сотворенный Богом.
Библейский рассказ
Рассказ об Адаме содержится в 1−3 главах книги Бытия. В рамках гипотезы Велльгаузена эти главы принято разделять на два независимых рассказа о сотворении мира, которые происходят из разных источников: Быт. 1:1−2:3 принято связывать с жреческим (священническим) кодексом, а Быт. 2:4−3:24 — с яхвистом (подробнее об источниках см. [Велльгаузен 2017, 5−11]).
Согласно первому, «жреческому» рассказу о сотворении мира, человек (мужчина и женщина) был создан последним из всех творений Бога; человек предстает как венец творения, созданный по образу и подобию Бога и призванный «господствовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всею живностью, которая снует по земле» (Быт. 1:26).
Вторая история предлагает несколько другой взгляд на сотворение человека и его роль. Бог творит человека (Адама) из пыли земной (2:7), вдыхает в его ноздри «дыхание жизни» и селит его в Эдемском саду как садовника — «чтобы он возделывал этот сад и берег его» (2:15). Идея о том, что человек был сотворен богом (богами) для работы, появляется также в шумерских и вавилонских мифах о сотворении мира: например, в шумерском тексте «Энки и Нинмах» работа сперва возлагается старшими богами на младших; когда младшие боги восстают, Энки творит других работников — людей (ср. также аккадские тексты — поэма об Атрахасисе, Энума Элиш).
В Эдемском саду Адам получает первую заповедь — запрет есть с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16−17). Поскольку «плохо человеку быть одному», Бог решает создать ему помощника. Он творит зверей и птиц, которым Адам дает имена. Увидев, что человек «не нашел среди них помощника себе под стать», Бог погружает Адама в сон, извлекает из него ребро и из этого ребра творит женщину. Первые люди были наги, но не стыдились своей наготы (2:25).
Далее излагается история грехопадения. Змей, живущий в эдемском саду, убеждает женщину съесть плод запретного древа познания добра и зла. Женщина поддается уговорам змея: пробует плод сама и угощает Адама. Съев плод, люди прозрели — увидели свою наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев (3:7). За непослушание Бог проклинает людей и изгоняет их из Эдемского сада; отныне удел мужчины — в поте лица обрабатывать землю, а женщины — в муках рожать детей. Люди становятся смертными: «вернешься ты в землю, из которой был взят: ты — пыль и вновь обратишься в пыль» (3:19). Только после грехопадения Адам дает своей жене имя Ева (3:20).
В отличие от первого рассказа о творении, где мир предстает как совершенное и прекрасное творение Бога, а человек — как венец творения, здесь человек описывается как провинившийся перед Богом слуга, изгнанный вон, а мир оказывается местом изгнания.
Согласно дальнейшему повествованию книги Бытия, Адам и Ева рождают сыновей, Каина и Авеля (4:1−2), первых земледельца и скотовода. Далее в тексте приводится список потомков Адама через Каина. После убийства Авеля Каином Ева рождает третьего сына — Сифа. Рождение Сифа упоминается дважды — в Быт. 4:25, после рассказа о Каине и Авеле, и в Быт. 5:3. Точно так же дважды — в гл. 4 и в гл. 5 — повторяются слова о том, что у Сифа родился сын Енос (Быт. 4:26, 5:6). Сосуществование двух параллельных рассказов о Сифе объясняется тем, что они восходят к разным источникам [см. Skinner p. 124−129, Speiser p. 34−43]: в рамках гипотезы Велльгаузена, рассказ о Сифе в Быт. 4 обычно связывают с яхвистом, а в Быт. 5 — с жреческим кодексом (подробнее об источниках см. [Велльгаузен 2017, 5−11]).
Быт. 4 (Быт. 4:17−26) содержит подробный список потомков Адама через Каина и в качестве приложения к ней краткое упоминание Сифа и его сына Эноша; в Быт. 5 (Быт. 5:3−32), напротив, приводится подробная генеалогия потомков Адама через Сифа, а Каин и его потомки вообще не упоминаются. Генеалогия потомков Адама через Сифа в Быт 5:3−32 следующая: Адам — Сиф — Енос — Каинан — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех — Ной; у Ноя родились 3 сына: Сим, Хам, Иафет. Ср. с генеалогией потомков Адама через Каина в Быт. 4:17−22: Адам — Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех; у Ламеха родились 3 сына: Иавал, Иувал, Тувалкин. Обращает на себя внимание сходство большинства имен в двух генеалогических списках: Каин — Енох — Ирад — Мехиаель в Быт. 4 и Каинан — Малелеил — Иаред — Енох в Быт. 5 различаются лишь порядком и/или небольшими фонетическими вариациями; Мафусал — Ламех в Быт. 4 и 5 полностью совпадают. Кроме того, Ламех и Ной, последние звенья в двух генеалогиях, имеют по три сына; сыновья Ламеха — Иавал, Иувал и Тувалкин — становятся прародителями пастухов, музыкантов и кузнецов соответственно (Быт. 4:20−22), а сыновья Ноя, согласно Быт. 9:18−19, — прародителями трех семей народов, которые стали населять землю после потопа. Еще одно сходство между двумя генеалогиями заключается в том, что Каин в Быт. 4 является сыном Адама, имя которого означает «человек» (евр. ʾāḏām), а Каинан в Быт. 5 является сыном Еноса, что также означает «человек» (евр. ʾēnôš). Большинство комментаторов конца XIX — начала XXI вв. согласны в том, что Быт. 4 и 5 могут содержать единое предание о генеалогии первых людей, которое в несколько разном виде сохранилось в двух независимых традициях (см., напр., [Westermann pp. 348−350]).
Таким образом, согласно книге Бытия, через Сифа и Каина Адам стал прародителем всего допотопоного человечества; через Сифа, одним из потомков которого был Ной — всего послепотопного человечества.
Адаму было 130 лет, когда родился Сиф (Быт. 5:3). После этого этого у Адама рождались еще сыновья и дочери; умер он в 930 лет (5:4−5).
В других книгах Ветхого Завета
В канонических книгах Ветхого Завета фигуре Адама, как и в целом первым главам книги Бытия, уделяется мало внимания. Адам упоминается только в 1 Пар. 1:1 Сир. 49:18.
В Ос 6:7 евр. слово ʾāḏām в русском синодальном переводе, как и во многих других переводах, понимается как имя собственное первого человека: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне». Такой перевод, однако, проблематичен; альтернативное объяснение, которое поддерживают многие современные исследователи, предполагает, что ʾāḏām в этом стихе — топоним, название города; город с таким названием упоминается также в Нав. 3:16 (см. напр., [Andersen, Freedman])
В Новом Завете и в христианской традиции
В христианской традиции фигура Адама играет гораздо большую роль, чем в иудейской, из-за значимости истории грехопадения в христианской теологии. Апостол Павел сопоставляет Адама и «Нового Адама» — Христа — в Рим 5:12−21 и 1 Кор 15:21−22, 45−49. В Послании к римлянам Павел проводит аналогию между Адамом — человеком, через которого грех и смерть пришли в мир, и Христом, через которого всем открывается благодать и вечная жизнь. Адам изображается как прообраз Христа в том смысле, что последствия его действий затрагивают все человечество.
Тема смерти и воскресения продолжается в 1 Кор: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22); как небесный Адам пришел на смену земному Адаму, так и человечество земное станет духовным человечеством; в воскресении вместо физического тела, «унаследованного» людьми от первого Адама, у человека появится духовное тело, подобное телу воскресшего Христа (1 Кор. 15:44−49).
Представления о грехопадении, оформившиеся уже в период Второго Храма, отразились в учении блаженного Августина о первородном грехе — повреждении человеческой природы в результате грехопадения, которое передается от человека к человеку в момент рождения.
В Новом Завете Адам также упоминается в Лк 3:38 в родословии Иисуса Христа. В 1 Тим. 2:13−14 автор, объясняя, почему женщинам запрещено учить или руководить мужчиной, в качестве аргумента приводит историю о сотворении человека и грехопадении: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление». В этом тексте вся вина за грехопадение возлагается на Еву; такой взгляд согласуется с ранней еврейской экзегезой (напр., Апокалипсис Моисея 15−21; Пирке де рабби Элиэзер 13) [ABD]. Краткое упоминание Адама содержится также в Иуд. 1:14.
См. также статьи об этимологии и употреблении слова ʾāḏām в еврейской Библии.
Литература
Велльгаузен, Ю. 2017. Введение в историю Израиля. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»
Andersen, F.I. & D.N. Freedman (eds). 1980. Hosea: a new translation with introduction and commentary. Garden City, N. Y: Doubleday.
de Vaan, M. 2008. Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages. Leiden: Brill.
Skinner J. 1910. A Critical and Exegetical Commentary on Genesis. N.Y.: Charles Scribner’s Sons.
Speiser, E. A. 1964. The Anchor Bible: Genesis. N. Y.: Doubleday
Westermann, C. 1987. Genesis 1−11: A Continental Commentary. Minneapolis: Augsburg Publishing House.
Библейский рассказ
Рассказ об Адаме содержится в 1−3 главах книги Бытия. В рамках гипотезы Велльгаузена эти главы принято разделять на два независимых рассказа о сотворении мира, которые происходят из разных источников: Быт. 1:1−2:3 принято связывать с жреческим (священническим) кодексом, а Быт. 2:4−3:24 — с яхвистом (подробнее об источниках см. [Велльгаузен 2017, 5−11]).
Согласно первому, «жреческому» рассказу о сотворении мира, человек (мужчина и женщина) был создан последним из всех творений Бога; человек предстает как венец творения, созданный по образу и подобию Бога и призванный «господствовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всею живностью, которая снует по земле» (Быт. 1:26).
Вторая история предлагает несколько другой взгляд на сотворение человека и его роль. Бог творит человека (Адама) из пыли земной (2:7), вдыхает в его ноздри «дыхание жизни» и селит его в Эдемском саду как садовника — «чтобы он возделывал этот сад и берег его» (2:15). Идея о том, что человек был сотворен богом (богами) для работы, появляется также в шумерских и вавилонских мифах о сотворении мира: например, в шумерском тексте «Энки и Нинмах» работа сперва возлагается старшими богами на младших; когда младшие боги восстают, Энки творит других работников — людей (ср. также аккадские тексты — поэма об Атрахасисе, Энума Элиш).
В Эдемском саду Адам получает первую заповедь — запрет есть с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16−17). Поскольку «плохо человеку быть одному», Бог решает создать ему помощника. Он творит зверей и птиц, которым Адам дает имена. Увидев, что человек «не нашел среди них помощника себе под стать», Бог погружает Адама в сон, извлекает из него ребро и из этого ребра творит женщину. Первые люди были наги, но не стыдились своей наготы (2:25).
Далее излагается история грехопадения. Змей, живущий в эдемском саду, убеждает женщину съесть плод запретного древа познания добра и зла. Женщина поддается уговорам змея: пробует плод сама и угощает Адама. Съев плод, люди прозрели — увидели свою наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев (3:7). За непослушание Бог проклинает людей и изгоняет их из Эдемского сада; отныне удел мужчины — в поте лица обрабатывать землю, а женщины — в муках рожать детей. Люди становятся смертными: «вернешься ты в землю, из которой был взят: ты — пыль и вновь обратишься в пыль» (3:19). Только после грехопадения Адам дает своей жене имя Ева (3:20).
В отличие от первого рассказа о творении, где мир предстает как совершенное и прекрасное творение Бога, а человек — как венец творения, здесь человек описывается как провинившийся перед Богом слуга, изгнанный вон, а мир оказывается местом изгнания.
Согласно дальнейшему повествованию книги Бытия, Адам и Ева рождают сыновей, Каина и Авеля (4:1−2), первых земледельца и скотовода. Далее в тексте приводится список потомков Адама через Каина. После убийства Авеля Каином Ева рождает третьего сына — Сифа. Рождение Сифа упоминается дважды — в Быт. 4:25, после рассказа о Каине и Авеле, и в Быт. 5:3. Точно так же дважды — в гл. 4 и в гл. 5 — повторяются слова о том, что у Сифа родился сын Енос (Быт. 4:26, 5:6). Сосуществование двух параллельных рассказов о Сифе объясняется тем, что они восходят к разным источникам [см. Skinner p. 124−129, Speiser p. 34−43]: в рамках гипотезы Велльгаузена, рассказ о Сифе в Быт. 4 обычно связывают с яхвистом, а в Быт. 5 — с жреческим кодексом (подробнее об источниках см. [Велльгаузен 2017, 5−11]).
Быт. 4 (Быт. 4:17−26) содержит подробный список потомков Адама через Каина и в качестве приложения к ней краткое упоминание Сифа и его сына Эноша; в Быт. 5 (Быт. 5:3−32), напротив, приводится подробная генеалогия потомков Адама через Сифа, а Каин и его потомки вообще не упоминаются. Генеалогия потомков Адама через Сифа в Быт 5:3−32 следующая: Адам — Сиф — Енос — Каинан — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех — Ной; у Ноя родились 3 сына: Сим, Хам, Иафет. Ср. с генеалогией потомков Адама через Каина в Быт. 4:17−22: Адам — Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех; у Ламеха родились 3 сына: Иавал, Иувал, Тувалкин. Обращает на себя внимание сходство большинства имен в двух генеалогических списках: Каин — Енох — Ирад — Мехиаель в Быт. 4 и Каинан — Малелеил — Иаред — Енох в Быт. 5 различаются лишь порядком и/или небольшими фонетическими вариациями; Мафусал — Ламех в Быт. 4 и 5 полностью совпадают. Кроме того, Ламех и Ной, последние звенья в двух генеалогиях, имеют по три сына; сыновья Ламеха — Иавал, Иувал и Тувалкин — становятся прародителями пастухов, музыкантов и кузнецов соответственно (Быт. 4:20−22), а сыновья Ноя, согласно Быт. 9:18−19, — прародителями трех семей народов, которые стали населять землю после потопа. Еще одно сходство между двумя генеалогиями заключается в том, что Каин в Быт. 4 является сыном Адама, имя которого означает «человек» (евр. ʾāḏām), а Каинан в Быт. 5 является сыном Еноса, что также означает «человек» (евр. ʾēnôš). Большинство комментаторов конца XIX — начала XXI вв. согласны в том, что Быт. 4 и 5 могут содержать единое предание о генеалогии первых людей, которое в несколько разном виде сохранилось в двух независимых традициях (см., напр., [Westermann pp. 348−350]).
Таким образом, согласно книге Бытия, через Сифа и Каина Адам стал прародителем всего допотопоного человечества; через Сифа, одним из потомков которого был Ной — всего послепотопного человечества.
Адаму было 130 лет, когда родился Сиф (Быт. 5:3). После этого этого у Адама рождались еще сыновья и дочери; умер он в 930 лет (5:4−5).
В других книгах Ветхого Завета
В канонических книгах Ветхого Завета фигуре Адама, как и в целом первым главам книги Бытия, уделяется мало внимания. Адам упоминается только в 1 Пар. 1:1 Сир. 49:18.
В Ос 6:7 евр. слово ʾāḏām в русском синодальном переводе, как и во многих других переводах, понимается как имя собственное первого человека: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне». Такой перевод, однако, проблематичен; альтернативное объяснение, которое поддерживают многие современные исследователи, предполагает, что ʾāḏām в этом стихе — топоним, название города; город с таким названием упоминается также в Нав. 3:16 (см. напр., [Andersen, Freedman])
В Новом Завете и в христианской традиции
В христианской традиции фигура Адама играет гораздо большую роль, чем в иудейской, из-за значимости истории грехопадения в христианской теологии. Апостол Павел сопоставляет Адама и «Нового Адама» — Христа — в Рим 5:12−21 и 1 Кор 15:21−22, 45−49. В Послании к римлянам Павел проводит аналогию между Адамом — человеком, через которого грех и смерть пришли в мир, и Христом, через которого всем открывается благодать и вечная жизнь. Адам изображается как прообраз Христа в том смысле, что последствия его действий затрагивают все человечество.
Тема смерти и воскресения продолжается в 1 Кор: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22); как небесный Адам пришел на смену земному Адаму, так и человечество земное станет духовным человечеством; в воскресении вместо физического тела, «унаследованного» людьми от первого Адама, у человека появится духовное тело, подобное телу воскресшего Христа (1 Кор. 15:44−49).
Представления о грехопадении, оформившиеся уже в период Второго Храма, отразились в учении блаженного Августина о первородном грехе — повреждении человеческой природы в результате грехопадения, которое передается от человека к человеку в момент рождения.
В Новом Завете Адам также упоминается в Лк 3:38 в родословии Иисуса Христа. В 1 Тим. 2:13−14 автор, объясняя, почему женщинам запрещено учить или руководить мужчиной, в качестве аргумента приводит историю о сотворении человека и грехопадении: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление». В этом тексте вся вина за грехопадение возлагается на Еву; такой взгляд согласуется с ранней еврейской экзегезой (напр., Апокалипсис Моисея 15−21; Пирке де рабби Элиэзер 13) [ABD]. Краткое упоминание Адама содержится также в Иуд. 1:14.
См. также статьи об этимологии и употреблении слова ʾāḏām в еврейской Библии.
Литература
Велльгаузен, Ю. 2017. Введение в историю Израиля. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»
Andersen, F.I. & D.N. Freedman (eds). 1980. Hosea: a new translation with introduction and commentary. Garden City, N. Y: Doubleday.
de Vaan, M. 2008. Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages. Leiden: Brill.
Skinner J. 1910. A Critical and Exegetical Commentary on Genesis. N.Y.: Charles Scribner’s Sons.
Speiser, E. A. 1964. The Anchor Bible: Genesis. N. Y.: Doubleday
Westermann, C. 1987. Genesis 1−11: A Continental Commentary. Minneapolis: Augsburg Publishing House.
А. А. Луппова