Лекция 24. Теология еврейской Библии и ее отражение в жизни религий библейской традиции
Краткое подведение итогов курса. — В каком смысле можем мы говорить о теологии Библии? — Монотеизм. — Среди важнейших универсалий человеческого восприятия мира: противопоставление того, к чему я не могу обратиться с речью, и того (кого), к чему я могу обратиться с речью. — «Я» и «Ты» (Бубер). — Антропоморфизация. — Бог библейского монотеизма и «Бог философов». Библейская традиция и греческая метафизика. — Антропоморфизм и антропопатизм как неизбежные спутники библейского монотеизма. — Дистанцирование от библейского антропоморфизма в греческом переводе Библии. — Какие образы из мира людей служат в Библии для описания Бога? — Молитва и медитация. — Монотеизм и Creatio ex nihilo. — Бог, брачная метафора и ревность Бога. — «Интериоризация» Бога: Бог как совесть. — Библейский монотеизм и напряженность религиозной жизни.
Связь божества с конкретным местом (храмом) в мире древнего Ближнего Востока и разрыв такой связи в библейской традиции. — «Колесница Бога» у Иезекииля и переносной Храм жреческих текстов Торы. — Бог диаспоры. — Религия как главный элемент идентичности. — Социально-политические следствия теологической установки: мученичество за веру, миссионерство, насильственное обращение и религиозные войны.
Бог и царская власть в Библии. — Становление теократии. — Появление предпосылок для противопоставления «религиозного» и «светского».
Богослужение, в котором акцент перенесен на совместную молитву всей общины. — Отражение этого в типологии сакрального пространства. — Роль письменного текста, адресованного всей общине, для религий библейской традиции. — Становление канона и понятия о каноне. — Перевод священного текста на другие языки.
Библейский «перекресток традиций» и перекрестки сегодняшнего мира.