Мир Библии
Библейские персонажи

Библейские персонажи: Давид

ДАВИД (евр. דָּוִיד dāwīḏ, греч. Δαυιδ) – согласно 1-3 книгам Царств, второй царь Израиля, основатель иудейской династии Давидидов.


Имя

Царь Давид – единственный упомянутый в Библии человек, который носит это имя (столь же уникальны имена патриархов). Его этимология является предметом дискуссий.

Сходные имена засвидетельствованы в старовавилонском (da-wi-da-nu-um, начало 2 тыс. до н.э., впрочем, транскрипция не бесспорна) [ABD].

Высказывалось предположение, что евр. dāwīḏ изначально могло быть не именем, а прозвищем или титулом. Поскольку во 2 Цар 21:19 убийство Голиафа приписывается не Давиду (как в 1 Цар 17), а человеку по имени Елханан, возникла гипотеза, что оба стиха отсылают к одному и тому же человеку: Елханан было его именем, а Давид – прозвищем или титулом (Honeyman pp. 23-24). Такое объяснение, однако, имеет ряд проблем. Например, отца Елханана звали Ягаре, а отца Давида – Иессей. Кроме того, в параллельном тексте 1 Пар 20:5 говорится, что Елханан убил не Голиафа, а Лахмия, брата Голиафа. Это, однако, может быть объяснено попыткой автора 1 Пар гармонизировать противоречивые сведения из книг Царств [Anderson 255].

В старой литературе иногда сопоставлялось со старовавилонским словом da-WI-du-um (в текстах из Мари), которое изначально интерпретировалось ассириологами как «военачальник», «главнокомандующий». Однако на настоящий момент для этих текстов в ассириологии принято чтение dawdûm cо значением «поражение», что снимает вопрос о возможной связи с именем или титулом библейского царя (TDOT, ABD).

Для носителя древнееврейского языка имя dāwīḏ, вероятно, ассоциировалось с фонетически сходным dôḏ ‘возлюбленный’, ‘дядя (по отцовской линии)’, а также с корнем ydd «любить». В библейской традиции могла найти отражение народная этимология, интерпретирующая имя Давид как «возлюбленный»: Давид называется ʾîš kilḇāḇô ‘человек [который] ему (Богу) по сердцу’ (1 Цар 13:14); Бог избирает именно Давида на царство, поскольку Он “смотрит в самое сердце” (1 Цар. 16:17); сын и наследник Давида Соломон получает от пророка Нафана имя Иедидиа yəḏîḏyā («возлюбленный Господом», 2 Цар. 12:25).

Не исключено, что эта этимология имеет и реальную основу. В Ветхом Завете встречаются имена и эпитеты от корня ydd. Примечательно, что они часто даются именно младшему сыну (каким был и Давид): например, уже упомянутый выше Иедидиа (Соломон); во Втор. 33:12; Вениамин, младший сын Иакова, назван yəḏîḏ yhwh, "любимец Господа".


В Библейском тексте

Из всех библейских повествований о царях повествование о Давиде наиболее пространное: оно начинается в 1 Цар 16 и завершается в 3 Цар 2:11 (параллельный рассказ о Давиде содержится в 1 Пар. 10-29).

Впервые Давид упоминается в 1 Цар 16:11 как младший сын Иессея Вифлеемлянина из Вифлеема Иудейского, который пасет семейный скот. Согласно 1 Цар. 16:12, он был ««рыжий», с красивыми глазами и приятным лицом» (в синодальном переводе – белокурый).

Именно на Давида Бог указывает пророку Самуилу как на нового царя после того, как отвергает Саула (16:12); Самуил помазывает избранника на царство (16:13). Однако Саул еще некоторое время правит Израилем, в то время как Давид остается в тени.

В 1 Цар излагаются две разные истории о знакомстве Давида и Саула, вероятно, восходящие к разным традициям. Согласно первой (16:14-23), Саул, которого «возмущал … злой дух от Господа» (1 Цар 16:14) приказал слугам найти музыканта, который, играя на гуслях, успокаивал бы его. Этим музыкантом оказался Давид: он стал приближенным слугой Саула. Согласно второй истории (гл. 17), Давид — простой пастух, который во время очередного конфликта с филистимлянами навещал своих старших братьев в военном лагере. Там произошла его встреча с Саулом; при этом текст предполагает, что герои видят друг друга впервые («когда Саул увидел Давида … то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша?» (1 Цар 17:55). Давид вызвался биться с филистимским силачом и великаном Голиафом. Отказавшись от брони и меча, он выступил против Голиафа с посохом и пращой. Давид убил его одним-единственным камнем, выпущенным из пращи, а после взял меч великана и отсек ему голову. Вражеское войско в страхе бежало, победа была за израильтянами.

Победив Голиафа, Давид стал народным любимцем. Саул принял Давида в ряды своей армии; тот стал успешным военачальником и близким другом Ионафана, сына Саула (18:1-5).

При триумфальном возвращении израильской армии после победы над филистимлянами женщины воспевали Давида: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (1 Цар 18:7). Саул, видя популярность Давида, начал воспринимать его как личного соперника и возможного претендента на престол (18:8-9). «И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил перед народом» (18:13)

Страх Саула перед Давидом рос так же, как возрастала народная любовь к новому герою. Царь дважды предлагал Давиду в жены своих дочерей, чтобы усилить свой контроль над ним и предать его в руки филистимлян. Тот вначале отказывался, но в конце концов согласился взять в жены Мелхолу. (18:17-24) В качестве выкупа за невесту Саул потребовал «сто краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя» (1 Цар 18:25), надеясь, что при выполнении задания Давид погибнет. Давид, однако, принес царю двести краеобрезаний и стал его зятем. Мелхола, дочь царя, полюбила Давида. «И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь» (1 Цар 18:29).

Саул не прекращал попытки убить Давида, но тому каждый раз удавалось спастись: ему помогали Ионафан, Мелхола и Самуил. В конце концов Ионафан помог Давиду бежать. Когда Саул заметил отсутствие Давида, Ионафан по просьбе Давида сказал отцу, что отпустил его к семье в Вифлеем. Из-за желания Саула убить Давида отец и сын поссорились. Ионафан тайно предупредил Давида о гневе царя. (1 Цар 19-20).

Находясь в бегах, Давид приходит в Номву, где в то время находился религиозный центр. Он обманывает первосвященника Ахимелеха, говоря, что исполняет секретное поручение царя Саула, и тот отдает Давиду освященный хлеб и меч Голиафа (21:1-9). Получив провиант и оружие, Давид отправляется к Анхусу, царю Гефа (Гата), филистимского города. Чувствуя угрозу со стороны филистимлян, будущий царь скрывается в Одолламской пещере; к нему стекаются его братья, родственники и «все притесненные и все должники и все огорченные душею» (22:2). Так Давид стал предводителем отряда ок. 400 человек. Он отводит своих родителей в Массифу (Мицпу) и оставляет их там под покровительством моавитского царя, а сам по совету пророка Гада возвращается в Иудею (22:1-5).

Спустя некоторое время Саул узнает от Доика Идумеянина, одного из своих слуг, что Ахимелех помог Давиду и отдал ему меч Голиафа. Царь впадет в ярость; по его приказу Доик убивает Ахимелеха, 85 других священников и все население Номвы (1 Цар 21-22). Спасается только Авиафар, один из сыновей Ахимелеха; он убегает и примыкает к отряду Давида (22:6-23).

Позже Саулу доносят о местонахождении Давида, который вместе с отрядом преданных ему людей защищает город Кеиль от филистимлян. Царь снаряжает военный поход, но Давид, узнав об этом, бежит из Кеиля. Долгое время Саул ищет беглеца и в конце концов нападает на его след в горах пустыни Ен-Геди. В какой-то момент Саул заходит по нужде в пещеру, в глубине которой прячется Давид со своим войском. Царь не замечает соперника, тот подкрадывается сзади и отрезает край одежды царя. Когда Саул покидает пещеру, Давид выходит за ним, падает ниц и призывает его к миру, показывая отрезанный край одежды как доказательство отсутствия злых намерений: «…я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее.» (1 Цар 24:12). Речь Давида убеждает Саула; более того, он признает, что Давид станет царем после него, и просит Давида поклясться, что тот не искоренит род Саулов. Две стороны расходятся с миром (гл. 23-24)

Находясь в пустыне Паран, Давид посылает людей к местному богачу Навалу с просьбой помочь им едой и припасами; тот отказывает. Однако жена Навала, Авигея, вмешивается, испугавшись мести Давида: она приносит припасы Давиду и извиняется за своего мужа. После скорой смерти Навала Давид берет Авигею в жены. Упоминается также, что еще одной его женой стала Ахиноам из Изрееля. Первую же жену Давида, Мелхолу, Саул выдал замуж за другого человека (гл. 25).

Спустя некоторое время Саулу снова доносят о местонахождении Давида, и он, снарядив войско из трех тысяч человек, отправляется на поиски. Давид узнает об этом и ночью пробирается в стан царя. История повторяется: Давид не причиняет Саулу никакого вреда, лишь забирает его копье и кувшин с водой, что стоял у изголовья царского ложа. На следующий день Давид показывает Саулу кувшин и копье, снова призывая царя к миру. Тот кается: «не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал» (1 Цар 26:21). Помирившись, Саул и Давид расходятся; это была их последняя встреча Гл. 26).

По-прежнему опасаясь Саула, Давид с женами и отрядом из 600 человек бежит в Филистию. По его просьбе Анхус, царь филистимского Гефа (Гата), позволяет ему поселиться в городе Секелаге. Давид оставался в Филистии год и 4 месяца (согласно Ватиканскому кодексу Септуагинты, год, согласно Александрийскому кодексу Септуагинты – 4 месяца); все это время он совершает набеги на соседние племена, убивая жителей и угоняя скот (гл. 27).

Анхус доверяет Давиду; собираясь в поход на Израиль, он зовет с собой Давида и делает его своим телохранителем. Давид вынужден подчиниться. Однако из-за сомнения флистимских князей в верности Давида Анхус избавляет его от участия в походе (гл. 28-29).

Вернувшись в Секелаг, Давид обнаруживает, что за время его отсутствия амаликитяне сожгли город и пленили всех его жителей. Благодаря рабу-египтянину, которого амаликитяне бросили в пустыне, Давиду удается найти вражеский отряд: он истребляет его и возвращает всех пленников и имущество (гл. 30).

Битва Филистимлян с израильтянами заканчивается поражением последних: Саул и его сыновья убиты, филистимляне заняли часть израильских городов (гл. 31). Узнав о поражении Израиля и смерти царя и его сыновей, Давид слагает плач по Саулу и Ионафану (2 Цар 1:17-27).

После смерти Саула Давиду больше незачем скрываться у филистимлян; он возвращается в Иудею и селится в Хевроне, в земле колена Иудина. Там его помазывают на царство над домом Иудиным (2:1-4).

Тем временем военачальник Саула Авенир ставит одного из сыновей царя, Иевосфея, царем «над Галаадом и Ашуром и Изреелем и Ефремом и Вениамином и над всем Израилем» (2:9-10).

7,5 лет Иудея и северное царство Иевосфея противостоят друг другу. О длительном противостоянии говорит 2 Цар 3:1 («была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым»), хотя подробно описывается лишь одно столкновение, закончившееся победой Давида (2:12-32). С течением времени «Давид все более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал» (3:1). Далее упоминается о рождении у Давида шестерых сыновей (3:2-5)

Военачальник Авенир захватывает все больше власти в царстве Иевосфея. После конфликта с царем Авенир через гонцов сообщает Давиду, что готов встать на его сторону. Давид соглашается при условии, что тот вернет ему его первую жену Мелхолу. Авенир забирает Мелхолу у ее нового мужа и призывает старейшин Израиля встать на сторону Давида, однако сам погибает в Хевроне от руки Иоава (2:6-39).

Узнав о гибели Авенира, израильтяне испугались; два человека из колена Вениамина убивают Иевосфея и приносят его голову Давиду. Давид гневается за убийство невинного человека и приказывает казнить заговорщиков (гл. 4).

После гибели Авенира и Иевосфея все племена Израиля признают Давида своим царем, а старейшины помазывают его на царство. Сообщается, что Давиду было 30 лет, когда он воцарился, и правил он сорок лет: 7,5 лет над Иудой в Хевроне, и 33 года – в Иерусалиме, над всем Израилем и Иудеей (5:1-5). Рассказ о возвышении Давида заканчивается завоеванием Иерусалима, где находилась иевусейская крепость Сион; царь переносит туда свою столицу и отстраивает город, назвав его «городом Давида» (5:6-10).

В следующих главах описывается деятельность Давида как нового царя. С помощью Тирского царя, который присылает мастеров и стройматериалы, он строит себе дворец в Иерусалиме; также Давид берет новых наложниц и жен, отражает набеги филистимлян на новую столицу (5:11-25). По распоряжению Давида в Иерусалим переносится главная святыня Израиля – ковчег Завета; город становится не только административным, но и религиозным центром. Для ковчега Давид строит скинию (гл. 6). Он задумывается и о том, чтобы вместо скинии построить для ковчега храм, однако через пророка Нафана Бог передает царю Свою волю: только после смерти Давида храм будет построен его преемником. Бог также говорит о возвышении рода Давида: «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки.» (7:2-17). Давид произносит благодарственный гимн Богу (7:18-28)

В 8й главе перечисляются завоевания Давида. Он подчиняет себе соседние народы и устанавливает контроль над огромной территорией, от Евфрата до Синайской пустыни. Говорится, что Давид был честным и справедливым царем (8:15). В последних стихах главы перечисляются основные представители администрации империи Давида (8:16-18).

Ради Ионафана Давид находит и приближает к себе сына Ионафана, хромого Мемфивосфея (гл. 9). В 10 главе рассказывается о войне Израильтян с аммонитянами, которых поддерживают наемники из арамеев. Эта глава создает фон для истории с Вирсавией, которая излагается далее.

Давид посылает свое войско в поход против аммонитян, а сам остается в Иерусалиме. С крыши царского дворца он видит купающуюся женщину. Ее красота поражает Давида. Женщина оказывается Вирсавией, женой Урии хетта, воина армии Давида, который в этот момент был в военном походе. Воспользовавшись отсутствием Урии, Давид посылает за Вирсавией и спит с ней. Узнав о том, что женщина забеременела, Давид распоряжается погубить мужа Вирсавии: он приказывает военачальнику Иоаву поставить Урию в самое ожесточенное место битвы и отступить от него, чтобы он погиб. После смерти Урии Давид женится на Вирсавии, и она рождает ему сына (гл. 11).

Посланный Богом пророк Нафан обличает грех Давида, пророчит смерть ребенка и беды для дома Давидова. Давид долго каится и постится, однако после смерти младенца успокаивается. Он снова входит к Вирсавиии; вскореона рождает ему второго сына – Соломона (12:1-25).

Завершается 12 глава рассказом о захвате Раввы и других аммонитских городов (12:26-31)

Далее рассказывается о семейных конфликтах в доме Давида – тех самых бедах, которые пророчил Нафан. Амнон, старший сын Давида, насилует собственную сестру Фамарь; за это родной брат Фамарь Авессалом убивает Амнона и скрывается в Гессуре от гнева отца (гл. 13). Спустя три года благодаря помощи Иоава Авессалому удается вернутся в Иерусалим, но лишь еще через 2 года ему позволяется войти к царю.

Восстановив свой статус, Авессалом устраивает заговор против Давида. Он обманом переманивает на свою сторону все больше людей и усиливается.

Узнав о том, что Авессалом собрал множество сторонников, Давид и его подданные бегут из Иерусалима. Вместе с ними идет отряд из 600 гефетян, возглавляемый Еффеем. Лояльные Давиду священники Садок и Авиафар по настоянию царя возвращаются в Иерусалим, чтобы докладывать ему о том, что происходит в городе. На масличной горе Давид встречает Хусия Архитянина и убеждает его вернуться в Иерусалим; по замыслу Давида Хусий должен войти в доверие к Авессалому и противостоять влиянию Ахитофела, который присоединился к заговору Авессалома (гл. 15).

Тем временем Авессалом с войском входит в Иерусалим. Хусий выражает преданность новому правителю. По совету Ахитофела Авессалом спит с наложницами своего отца ( «и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою.» (16:21)) (гл. 16).

Также Ахитофел советует Авессалому отправить его с небольшим войском в погоню за Давидом; его план заключался в том, чтобы напасть ночью и убить только Давида, а воинам сохранить жизнь и переманить на свою сторону. Однако Хусий убеждает Авессалома вести «весь Израиль» в бой против войска Давида; такой масштабный поход требовал более длительной подготовки, что позволило Хусию выиграть время и через священников Садока и Авиафара передать Давиду планы Авессалома. После того, как его совет отвергли, Ахитофел накладывает на себя руки. Узнав о готовящемся нападении, Давид с войском переходит Иордан и останавливается в Маханаиме (гл. 17).

Битва между войсками Давида и Авесссалома происходит неподалеку от Маханаима, в Ефремовом лесу. Войско израильтян потерпело поражение от соратников Давида. Несмотря на приказ Давида оставить его сына в живых, Иоав убивает Авессалома, который повис на дубе, запутавшись в ветвях волосами (гл. 18). Давид оплакивает погибшего сына (19:1-4)

После победы иудеи призывают Давида вернуться в Иерусалим. Между ними и израильтянами возникает спор о том, кому должна принадлежать честь принимать царя (гл. 19). Спор приводит к тому, что смутьян по имени Савей убеждает израильтян отделиться от Давида; верность царю сохраняет только колено Иуды. Давид поручает новому военачальнику Амессаю преследовать Савея; поскольку Амессай медлит, собирая ополчение, Давид передает поручение Авессе. Однако Амессая убивает Иоав (которого Амессай сменил на посту военачальника), и вместе с Авессой преследует Савея. Их войско подступает к Авел–Беф–Маахе, где находился Шева, и начинает осаду. Жители города сами убивают Шеву и отдают его голову Иоаву, чтобы тот не разрушил город (гл. 20).

В 21 главе рассказывается о голоде, который был послан Богом за грехи Саула и его потомков, проливших невинную кровь жителей Гаваона. Желая загладить вину перед гаваонитянами, Давид по их просьбе выдает им семерых сыновей Саула; гаваонитяне вешают их. Останки казненных Давид погребает в родовой гробнице в земле Вениамина; туда же он перезахоранивает тела Саула и Ионафана (21:1-16). Далее упоминаются 4 сражения израильтян с филистимлянами (15-22)

22 глава представляет собой хвалебную песнь, в которой Давид благодарит Бога за спасение от многочисленных врагов; сразу за ней следует другой поэтический фрагмент – «последние слова Давида» (23:1-7), в котором царь славит Бога, и, в частности, говорит о вечном завете, заключенном между Богом и домом Давида. Большую часть 23 главы занимает перечень «храбрых Давида» - воинов-героев; список завершается именем Урии хетта, которое напоминает о грехе Давида.

Сразу после этого приводится рассказ о другом грехе Давида – переписи, которую он проводит в своем царстве. В наказание Бог наводит на Израиль мор, который длится 3 года и останавливается лишь после того, как Давид приносит жертвы на гумне Орны (гл. 24)

В 3 Царств Давид предстает перед нами уже глубоким стариком; к нему даже приставляют прекрасную девушку, чтобы она согревала его, потому что сам царь никак не может согреться (3 Цар. 1:1-4).

Адония, сын Давида и Аггифы, пытается занять престол состарившегося отца; часть иерусалимской элиты встает на его сторону. Однако под влиянием пророка Нафана и Вирсавии Давид объявляет своим наследником Соломона. Нового царя помазывают Садок и Нафан (1:5-40).

Во второй главе приводится завещание и распоряжения Давида Соломону (2:1-9), а также упоминается о смерти царя и его погребении в городе Давида (2:1-11).


В других библейских книгах

В других книгах Ветхого и Нового Завета Давид предстает как образец идеального благочестивого царя и символ благословленной Богом независимой израильской монархии. Подробная родословная Давида, восходящая к Иуде, содержится в Руфь 4:18-22 (из книги Руфи мы узнаем, что моавитянка Руфь была прабабкой Давида), 1 Пар. 2:1-15, Мф. 1:2-6, Лк. 3. 31:38.


Параллельный рассказ о Давиде в 1 Пар.

В 1 Пар 11-29 пересказывается история Давида, которая в целом параллельна

рассказам 1-2 Царств, однако содержит отдельные пропуски и дополнения, и, кроме того, претерпела некоторую идеологическую обработку. Поскольку в книгах Паралипоменон фокус сделан практически исключительно на Иерусалиме и Иудее, Давид является центральным персонажем 1 Пар. Ему посвящено 19 глав (11-29) в 1 Пар (из 65 глав в обеих книгах). Давид изображен идеальным царем, который не только стал основателем династии, но и подготовил все необходимое для строительства храма и правильного отправления культа (1 Пар. 28:19, 2 Пар. 29:25).

Нарративы, выставляющие Давида в неблагоприятном свете, в книгах Паралипоменон опущены. Так, например, отсутствуют истории об Урии (2 Цар. 11) и о войнах с Авессаломом и Савеем (2 Цар. 15-18, 20). Опущены также все события, связанные с юностью Давида. Давид становится царем всего Израиля сразу после смерти Саула (его война с Иевосфеем также не упоминается). В пророчестве Нафана (2 Цар. 7, 1 Пар 17) автор книг Паралипоменон опускает слова о грехе и наказании царя.

Среди дополнений, отсутствующих в книгах Царств, - расширенный список сторонников Давида (1 Пар 12), благодарственный гимн (16:4-42), подробности о подготовке Давида к строительству храма, об обязанностях священников и левитов, предписания для музыкантов, привратников, стражников сокровищниц, военачальников и других должностных лиц, а также о последних словах Давида, обращенных к Соломону и к народу (22:2-29:22а).


В книгах Ездры и Неемии

В книгах Ездры и Неемии говорится о том, что Давид установил «глав певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные.» (Неем. 12:46; также 12:24, 45, 1 Езд. 3:10) и установил порядок проведения богослужений (2 Езд. 1:4, 15; 5:57)


Давид-псалмопевец

73 псалма еврейской Библии содержат в надписании (титуле) имя царя Давида; в Септуагинте надписание с именем Давида добавлено еще к 14 псалмам. В 13 случаях (Пс. 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63, 142) надписание связывает псалом с событием в жизни Давида.

Традиционно выражение lědāwid, встречающееся в надписаниях псалмов, считается указанием на авторство, однако существуют и другие гипотезы относительно его значения. Например, Мовинкель (Mowinckel) считает, что lědāwid должно пониматься как «для Давида», т.е. «для царя» («произносится царем»); по другой гипотезе оно может указывать на принадлежность псалма к сборнику «Давидовых псалмов» (Kraus p. 22). Не исключено, что это выражение просто обозначает тематику псалма: «о Давиде», т.е. указывает на то, что псалом должен соотноситься тем или иным образом с биографией Давида.

Хотя сохраняется вероятность того, что ряд псалмов в Псалтири действительно могли быть написаны Давидом или по крайней мере при его жизни, большинство исследователей признают, что большая часть псалмов анонимны и относительно их авторства нельзя сказать ничего определенного. Надписания, вероятно, изначально не являлись частью композиций и были добавлены редактором сборника. Такое количество псалмов, надписанных именем Давида, может объясняться популярностью предания о Давиде как псалмопевце: в исторической и пророческой литературе Давид часто ассоциируется с музыкой и псалмопением (2 Цар 1:17, 2 Цар 23:1, Амос 6:5, 1 Пар. 15:16-24; 16:7, 31, Ездра 3:10; Неем 12:24). Непосредственно с ним связано несколько поэтических фрагментов в исторических книгах (Плач Давида, 2 Цар 1:19-27; два благодарственных гимна, 2 Цар 22 и 1 Пар 16:8-36; и последние слова Давида, 2 Цар 23:3-7). Сложившееся в иудейской среде представление о том, что автором Псалтири был Давид, отражена в Талмуде (Мидраш Тегиллим на Пс 1:2).


Образ Давида в пророческих книгах

В пророческих книгах упоминания о событиях из биографии Давида практически отсутствуют, при этом сам Давид вспоминается довольно часто. В книге пророка Иеремии иудейский царь часто называется «сидящим на престоле Давида» (13:13, 17:25, 22:2, 4). Образ Давида в пророческой литературе приобретает эсхатологическое значение. Завет Бога с Давидом вечен и неразрушим (Иер. 33. 20-22); ради Давида Бог спасает Иерусалим (Ис. 37:35) и обещает заключить с Израилем вечный завет (Ис. 55:3). Многие мессианские пророчества, содержащиеся в пророческих книгах, говорят о восстановлении монархии и приходе нового царя из рода Давида. Идея о том, что мессия будет потомком царя Давида, выражена в Ис. 9:6-7, 11:1-5, Иер. 23:5-6, Мих. 5:2-5 (указание на Вифлеем-Ефрафу отсылает к династии Давида); в некоторых пророчествах говорится о мессии как «новом» Давиде (Иер. 30:8-9, Ос.3:5, Иез. 34:23-24).


Давид в Новом Завете

Давид часто вспоминается и в книгах Нового Завета (напр., Мк. 2:23-28, Деян. 7:45-46, 13:22, Евр. 11:32). Поскольку в иудейской среде было распространено представление о том, что Мессия должен происходить из рода царя Давида (Ин 7:42, Мф. 22. 41-45; Мк. 12. 35-37; Лк. 20. 41-44), в Новом Завете делается акцент на том, что Иисус Христос – потомок Давида (Мф. 1:1, 6; Лк. 1:32, 2:4, 3:31; Рим. 1:3, 2; 2 Тим. 2:8, Откр. 5:5, 22:16). Согласно Лк. 1:27, из рода Давида происходил Иосиф, муж Марии. Евангелисты Матфей и Лука связывают Иисуса с Вифлеемом, родным городом Давида (Мф. 2:1, Лк 2; ср. Ин. 7:42). Поскольку в представлении иудеев Мессия должен был быть в первую очередь политическим лидером, который восстановит царство Давида, вход Иисуса в Иерусалим многие, согласно евангелию, видели как исполнение этих чаяний (Мк. 11:9-10).


Историчность

Долгое время историчность Давида не подвергалась сомнению несмотря на то, что некоторые детали библейского повествования о нем имеют явно легендарный характер. Было принято считать, что существование и деятельность Давида подтверждается в том числе археологически; например, археологические свидетельства разрушения ханаанских и филистимских городов рассматривали как следы завоевательных войн царя Давида (так, например, Уильям Ф. Олбрайт, Бенджамин Мазар и Игаэль Ядин).

Однако в 80-х годах возникает лагерь ученых (т.н. школа библейского минимализма; например, Нильс Питер Лемхе, Филип Дэвис, Томас Томпсон), которые отвергали историчность библейского текста, в частности, повествования о Давиде, Соломоне и объединенной израильской монархии; по их мнению, эти рассказы представляют собой идеологический конструкт, созданный в Иерусалиме в эпоху второго храма.

В 1993 году в Тель-Дане, на севере Израиля, было найдено три фрагмента базальтовой плиты IX-VIII века до н.э. с надписью на арамейском языке. Текст сообщает о победе одного из царей Арама над израильтянами и содержит упоминание о царях из «дома Давида», то есть династии Давида. Эта надпись свидетельствует о том, что спустя примерно полтора столетия после предполагаемой жизни Давида иудейские цари считали себя его наследниками. Для большинства исследователей эта находка послужила доказательством историчности царя Давида. Однако дискуссионным остается вопрос о том, насколько историчными можно считать детали библейского рассказа о нем.

Например, Исраэль Финкельштейн, археолог из Тель-Авивского университета, полностью отвергает возможность существования единой державы на территории Израиля и соседних земель в десятом веке до н.э. Появление Книг Царств и, в частности, нарратива о Давиде и процветающем Объединенном Царстве, Финкельштейн связывает с объединительной политикой царя Иосии в VII веке, который после падения северного Израильского царства под натиском ассирийцев, стремился объединить земли Израиля и Иудеи, и для идеологического подкрепления своих амбиций на основе древних преданий создал повествование о некогда единой могущественной монархии, а себя изобразил благочестивым «наследником» первых ее правителей. Финкельштейн считает, что из библейской истории о единой монархии можно узнать многое об идеологии и реалиях времен Иосии, но абсолютно бессмысленно искать в нем исторически достоверные сведения о Х веке и ранее. Действительно, в ранних Библейских историях, описывающих период X века и ранее, содержится много позднемонархических реалий. Предания, лежащие в основе библейского нарратива об объединенной монархии, по мнению Финкельштейна, не могли быть письменно зафиксированы ранее VIII-VII веков до н.э.: письменная культура в Израиле и Иудее, по его оценкам, была до этого времени еще недостаточно развита. Таким образом, истории о Давиде и Соломоне несколько столетий передавались устно; до VIII века они, вероятно, дошли уже сильно искаженными. Единственным реальным свидетелем событий, описанных в Библии, по убеждению Финкельштейна, является археология. Его представления об Израиле и Иудеи десятого века в конечном счете сводятся к следующему: государства не этой территории еще не существовало; Давид и Соломон были племенными предводителями, чья власть распространялась лишь на локальном уровне, а Иерусалим представлял из себя небольшое горное селение (подробнее см. Finkelstein, Silberman p.149-168; Finkelstein, Mazar p. 107-116).

С другой стороны, Амихай Мазар, археолог из Иерусалимского университета, хотя и признает, что значительная часть повествований о Давиде и Соломоне представляет собой литературный вымысел, все же считает неразумным полностью отвергать существование Единой Монархии. Он предполагает, что в основе текста, написанного при Иосии, могли лежать не только устные предания, но и более ранние письменные материалы, которые могли восходить еще ко временам Давида и Соломона: храмовые и дворцовые библиотеки, архивы (в 2 Цар 8:14, 20:25, 3 Цар 4:3 упоминается должность «писца», существовавшая при Давиде и Соломоне, вероятно, имеется в виду не рядовой писец, а «начальник канцелярии»), и возможно даже историографические труды (например, Летопись царей Израильских, упомянутая в 3 Цар 22:39). Эти древние материалы претерпели, однако, основательную редакцию: в них появилось множество анахронизмов, легенд и литературных форм, добавленных авторами библейского текста, преследовавшими свои политические, идеологические и богословские цели. Но, по мнению Мазара, некоторое историческое ядро, включавшее в себя информацию об исторических личностях, геополитических процессах и социально-экономических реалиях, все же было сохранено. Мазар предполагает, что Давид с небольшим военным отрядом объединил под своей властью значительную часть территории Ханаана, в результате чего действительно возникло политическое объединение, пусть и неустойчивое, которое можно считать государством на ранней стадии своего развития (подробнее см. Finkelstein, Mazar p. 117-139).

Поиск «исторического Давида» осложняется тем, что археологические раскопки в старом городе Иерусалима практически невозможны из-за плотной застройки. Т.н. «дворец царя Давида», большое каменное сооружение, обнаруженное в 2005 г. в Иерусалиме археологом Эйлат Мазар, по мнению большинства исследователей всё же с Давидом не связано: так, Амихай Мазар отождествляет постройку с иевусейской крепостью Сион, упоминаемой в описании захвата Иерусалима Давидом (2 Цар 7:5,9), а Исраэль Финкельштейн и вовсе отказывается видеть в находке единую постройку. Некоторые стены он датирует 9 веком (столетие спустя гипотетического существования объединенной монархии), а некоторые – эллинистически периодом.


Литература

Anderson, A. A. 1989. 2 Samuel (Word Biblical Commentary). Thomas Nelson

Finkelstein, I., and Silberman, N., (2001) The Bible Unearthed. New York: The Free Press.

Finkelstein, I. and Mazar, A., (2007.) The Quest for the Historical Israel: Debating Archaeology and the History of Early Israel. Leiden: Brill.

Honeyman, A. M. 1948. The Evidence for Regnal Names Among the Hebrews. JBL 67: 13–25.

Kraus, Hans-Joachim. 1993. Psalms 1 – 59 (Continental Commentaries). Fortress Press

Mowinckel, S. 1951. Offersang og sangoffer, p. 87ff.

ABD = Howard, David M., Jr. David (PERSON) // Anchor Bible Dictionary, vol. 2, pp. 41-49

TDOT = Theological Dictionary of the Old Testament, vol. 3 pp. 157-168


А. А. Луппова