Мир Библии

Пророки. Лекция 2: Библейские пророки, ч. 2.

К. А. Битнер

Канд. истор. наук, ст. научный сотрудник

ИЛИ РАН, преподаватель НИУ ВШЭ


Проблема аутентичности слов пророков

Самые ранние пророки, слова которых собраны в пророческих книгах Библии (раздел «Поздние пророки»), озаглавленных их именами, Осия, Амос, Михей и Исайя, жили в VIII в. до н. э. в Северном (Израиль) и Южном (Иудея) царствах. Самые же поздние пророки, которых мы знаем по имени, Аггей, Захария и Малахия, пророчествовали в тот период, когда Иудея управлялась персидскими наместниками (VI—V вв. до н. э.).

Самые древние рукописи пророческих книг были обнаружены в месте под названием Хирбет-Кумран (для краткости его часто называют просто Кумраном) в пустынной местности рядом с Мертвым морем. Большинство этих рукописей датируют I в. до н. э., некоторые – I в. н. э. Отдельные свитки, однако, на основании почерка датируют II в. до н. э. (например, Большой свиток Исайи, 1QIsaa, который представляет собой полный список книги пророка Исайи, вторая половина II в. до н. э.) и даже, возможно, III в. до н э. (рукопись Иеремии 4QJera, кон. III – нач. II в. до н. э.).

Таким образом, дистанция во времени между старейшими рукописями пророческих книг и самими пророками составляет несколько сотен лет. Что именно происходило с текстом этих книг на раннем этапе его передачи, достоверно не известно. Анализируя сохранившиеся тексты, можно прийти к выводу о том, что большинство пророческих книг было написано не сразу, а в несколько этапов. После того, как их текст обрел более-менее стабильную форму, книги переписывались и, вероятно, при этом продолжали редактироваться.

Лукас Кранах Младший. Пророк Илия и жрецы Ваала. 1545 г.

Первоначально пророчества, вероятно, обычно существовали в виде устных текстов. Так, например, древнееврейское выражение девар Яхве «слово Яхве / Господа» сперва обозначало устное пророчество, но лишь в поздних библейских книгах стало обозначать текст письменного откровения.

Часто, изрекая пророчества, древнеизраильские пророки подкрепляли свои слова символическими действиями, напоминающими перформансы современных художников. Совершаемые ими необычные действия имели своей целью привлечь внимание аудитории к их словам, давали зрителям и слушателям повод их обдумать и обсудить. Так, например, Иеремия приходил в Иерусалим, надев на шею ярмо. Это служило живой иллюстрацией его пророчества о том, что иудейскому царю необходимо признать власть Вавилона (Иер гл. 27—28). Пророк же Исайя ходил голым и босым по улице. Его поведение служило предзнаменованием того, что ассирийцы поведут голыми и босыми пленников из Египта, на помощь которого надеялись политически круги Иудеи (Ис гл. 20).

Некоторые слова пророков записывались, причем, скорее всего, обычно писцами, а не самими пророками (сравните с записями речей пророков из Мари, которые делались царскими чиновниками). При этом фиксация речей пророков вряд ли была стенографической.

Процесс записи пророческих речей можно было бы сравнить с процессом подготовки к печати устного интервью для современных газет или журналов. Речь интервьюируемого лица обычно записывают на диктофон, а затем специальный человек занимается расшифровкой аудиозаписи, удаляя при этом различные слова-паразиты и повторы, и в некоторой степени редактирует стиль текста. Затем очень часто редактор удаляет те части текста, которые не соответствуют цели интервью, редакционной политике издания или нормам законодательства. После этого текст интервью, как правило, показывают тому человеку, который его давал. По его желанию, в текст вносятся еще некоторые исправления и уточнения, и только после этого интервью публикуется. Итоговый письменный текст интервью может сильно отличаться от первоначального устного.

В отличие от современных журналистов, в распоряжении древнеизраильских писцов не было диктофонов и средств распознавания человеческой речи, но, вероятно, навыки запоминания у них были развиты несколько лучше, чем у наших современников. Можно отметить, что практически все пророческие книги Библии или их части являются литературными произведениями, обладающими продуманной композицией. Это указывает на то, что уровень литературной обработки речей пророков был значительно выше, чем уровень редактуры текстов современных интервью.

В нашем распоряжении, как правило, нет прямых свидетельств того, как именно формировались пророческие книги. Уникальным исключением является текст 36-й книги Иеремии, который может пролить некоторый свет на то, как происходила фиксация слов пророка и написание библейской книги.

В Иер 36:1—8 мы находим следующий текст:

«В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово к Иеремии от Господа: возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня; может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их. И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему. И приказал Иеремия Варуху и сказал: я заключен и не могу идти в дом Господень; итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их; может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей. Варух, сын Нирии, сделал все, что приказал ему пророк Иеремия, чтобы слова Господни, написанные в свитке, прочитать в доме Господнем» (СП).

Из этого текста следует, что у пророка Иеремии был секретарь, который записывал тексты пророчеств под диктовку, а затем зачитывал их публично. При этом сами тексты пророчеств, изреченных Иеремией ранее, диктовались им по памяти.

Далее в отрывке сообщается о том, что Варух дважды читал содержание свитка в присутствии разных людей. После этого свиток попал к царю Иоакиму, который его полностью уничтожил в ходе прослушивания (Иер 36:9—26).

Однако в конце главы написано следующее:

Иер 36:27—28, 32: «И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский… И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов» (СП).

Таким образом, читателям сообщается, что Варух восстановил со слов Иеремии содержание первого свитка, а затем дополнил его.

Мы видим, что между первыми слушателями, перед которыми зачитывался текст свитка, и пророком Иеремией был один посредник – секретарь и глашатай пророка Варух. Но в гл. 36 книги Иеремии и о самом Варухе написано в третьем лице. Поскольку в древних Израиле и Иудее не было традиции писать о себе самом в третьем лице, автором текста Иер гл. 36 не мог быть Варух. Следовательно, о событиях, описанных в гл. 36 Иер, должно быть, писал еще один книжник, имя которого до нас не дошло. Таким образом, ни первый (уничтоженный) свиток, ни второй (восстановленный), не были тождественны по своему содержанию и объему нынешней библейской книге Иеремии.

Исследователи, изучающие текст книги Иеремии, отмечают, что, в действительности, она писалась и редактировалась довольно долго, и при этом так и не обрела единой формы. Фактически, до нас дошли две версии книги Иеремии: краткая, содержащаяся в древнегреческом переводе (LXX), и пространная, которая представлена в древнееврейском масоретском тексте. Отличаются версии друг от друга не только своим объемом, но и композицией: в МТ «пророчества о народах» располагаются в конце книги, а в LXX – в ее середине, последовательность этих пророчеств также различна. Когда в середине XX века были обнаружены кумранские рукописи, среди них нашли фрагменты как пространной, так и краткой версий книги (на древнееврейском языке).

Анализ содержания большинства пророческих книг указывает на то, что, как правило, только часть их текста восходит к словам тех пророков, именем которых эти книги озаглавлены. Все, что записано, явилось плодом интеллектуальных трудов писцов, даже если писцами выступали в некоторых редких случаях, возможно, сами пророки (например, многие ученые считают, что основа книги Иезекииля была написана самим пророком). Писцы редактировали тексты пророчеств, иногда добавляя к ним рассказы о жизни пророка, и придавали материалу определенную композицию, исходя из хронологического или какого-то иного принципа.

Часто к словам знаменитых пророков добавлялись речения других пророков, живших позднее. Они были менее известны, поэтому их имена не указывались в книге. Иногда такие дополнения могли быть очень большими по своему объему, и они помещались в конце пророческих книг. Так, например, подобными дополнениями к книге пророка Исайи являются главы 40—55 книги Исайи, которые были написаны, как полагают, в эпоху Вавилонского плена или в раннеперсидский период (VI—нач. V вв. до н. э.), и главы 56—66, написанные еще позже – в персидский или даже частично в раннеэлинистический периоды (V—IV вв. до н. э.).

Некоторые пророческие тексты почти в точности дублируются в разных книгах. Например, пророчество о горе Дома Господня, к которой потекут народы, встречается как в книге Исайи (Ис 2:2—4), так и в книге Михея (Мих 4:1—3). Часть экзегетов полагает, что текст был скопирован из книги Исайи в книгу Михея, другие придерживаются противоположной точки зрения, третье считают, что в обе книги он попал из общего источника. Также иногда книжники добавляли в текст пророческих книг материалы из историографических сочинений (так, например, основная часть текста Ис гл. 36—39 – выдержка из 4 Цар гл. 18—20). Общая композиция пророческих книг – дело рук книжников, которые расположили материал согласно собственным идеям и представлениям.
Наконец, некоторые небольшие изменения в текст пророческой книги могли быть внесены в процессе ее переписывания уже после того, как книга обрела окончательную форму.

Сопоставляя аккадские тексты из Мари с библейскими пророческими текстами, можно увидеть их коренное различие. Посредником между нами и пророками из Мари являются царские чиновники, зафиксировавшие их слова. Таким образом, тексты из Мари являются первичными источниками, поскольку они были написаны современниками событий и сохранились в подлинном виде, а не в виде копий. Древнеизраильские же пророчества дошли до нас посредством целой цепочки посредников, к которым относятся: писец, записавший слова пророка, книжники-редакторы и составители библейских книг, многочисленные переписчики. Поскольку библейские пророческие тексты сохранились в виде редакций и копий, первичными источниками они считаться не могут. Уникальность пророческих книг Библии состоит в том, что они представляют собой не просто записи пророческих речей, а литературные произведения, в которых очень часто слова одних, более ранних, пророков чередуются со словами других, более поздних, а также иногда и с рассказами биографического характера.

В точности установить то, что сказал тот или иной пророк, вряд ли возможно. Однако библейские тексты позволяют нам получить общее представление о деятельности пророков древнего Израиля и специфике пророческой литературы.


Пророческий экстаз
Для обозначения состояния пророческого экстаза / исступления во многих библейских текстах используются формы древнееврейских глаголов хитнаббе и нибба, образованные от имени нави «пророк».

Хотя о различных способах достижения состояния экстаза в Библии сообщается крайне редко, на основании некоторых библейских текстов можно сделать вывод о том, что одним из подобных способов было использование музыкальных инструментов (1 Цар 10:5; 4 Цар 3:15) и различные групповые действия, которые можно было бы назвать словом «радения». При этом иногда экстатическое состояние могло быть довольно навязчивым: передаваясь от участников группы другим людям, оно могло подчинять их волю.

В 1-й книге Царств рассказывается о том, как в подобное пророческое собрание попал Саул, будущий израильский царь. Помазав его в цари, провидец Самуил предсказал ему следующее: «Затем ты пойдешь в Гиву Божью, где стоит отряд филистимлян. Подходя к городу, встретишь толпу пророков, идущих из святилища: они будут пророчествовать (древнеевр. митнаббеˀим) под звуки цитр, бубнов, свирелей и лир. И дух Господа охватит тебя – ты тоже начнешь пророчествовать (древнеевр. вехитнаббита) и станешь совсем другим человеком» (1 Цар 10:5—6 в пер. РБО).

Предсказание Самуила сбылось. Саул встретил группу пророков, находящихся в экстатическом состоянии, и сам стал «пророчествовать». Об этом рассказывается в 1 Цар 10:10—13 (пер. РБО): «Подойдя к Гиве, Саул встретил толпу пророков, и дух Господа охватил его, и он пророчествовал (древнеевр. ваййитнаббе) вместе с ними. Люди, знавшие его, видели, как он пророчествует (древнеевр. нибба) вместе с пророками, и спрашивали друг друга: “Что это с сыном Киша? Неужели и Саул стал пророком?” Но один из местных жителей возразил: “А остальные – чьи сыновья?” Так вошло в пословицу: “Неужели и Саул стал пророком?” А он, перестав пророчествовать (древнеевр. хитнаббот), вошел в святилище».

Еще одну историю о встрече Саула с группой пророков можно найти в 19-й главе той же библейской книги. Она относится к более позднему этапу его жизни, в ней рассказывается о том, как Саул, стремясь схватить Давида, скрывающегося у Самуила в Раме, посылает к нему своих слуг, но слуги не могут выполнить поручение, поскольку подпадают под действие экстаза. В итоге сам царь идет в Раму, но уже по дороге на него «сходит Дух Божий», и он приходит в пророческое исступление еще до встречи с пророками. Придя в Раму, он «пророчествует» перед Самуилом, а затем падает и лежит обнаженным весь остаток дня и всю следующую ночь.

1 Цар 19:20—24 (пер. РБО): «Саул послал людей, чтобы схватить Давида. Придя, они увидели собрание пророков, находившихся в пророческом исступлении (древнеевр. ниббеˀим). Их возглавлял Самуил. Дух Божий сошел на людей Саула, и они тоже стали пророчествовать (древнеевр. ваййитнаббеˀу). Об этом сказали Саулу, и он послал других людей, но они тоже стали пророчествовать (древнеевр. ваййитнаббеˀу). Тогда он отправился в Раму сам. Дойдя до большого колодца, что в Сеху, он спросил: “Где Самуил и Давид?” Кто-то ответил ему: “В Найоте, в Раме”. Он отправился в Найот, в Раму, и дух Божий сошел и на него. Он шел в пророческом исступлении (древнеевр. ваййитнаббе) всю дорогу, пока не пришел в Найот, в Раму. Здесь он тоже сбросил одежды и пророчествовал (древнеевр. ваййитнаббе) перед Самуилом, пока не упал. Он пролежал обнаженным весь день и всю ночь. Вот почему говорят: “Неужто и Саул стал пророком?”»

Из текста 18-й главы 3-й книги Царств мы узнаем о том, что существовала практика достижения экстатического состояния («пророчествования») посредством плясок и нанесения себе ран колющими и режущими предметами. Автор текста сообщает о том, что так вели себя пророки бога Ваала, стремясь свести огонь с неба в ходе состязания с пророком Яхве Илией: «Илия сказал пророкам Ваала: “Выбирайте быка и готовьте все первыми, ведь вас больше. Давайте, призывайте имя вашего бога, только огня не разводите”. Они взяли быка, приготовили мясо для жертвоприношения и стали призывать имя Ваала. С утра до полудня кричали они и звали: “Ваал, ответь нам!” Но в ответ – ничего. А они все скакали вокруг жертвенника, который они соорудили. Настал полдень. Илия стал потешаться над ними: “Кричите громче, если он бог! Может, он задумался? Может, по делам пошел? Может, в дороге? А может, заснул – так проснется?” Стали они громче кричать, стали, как у них принято, колоть себя мечами и копьями – кровь ручьями лилась по ним. Так неистовствовали (древнеевр. ваййитнаббеˀу) они от полудня и до самого часа вечернего жертвоприношения, но в ответ – ничего» (3 Цар 18:25—29 в пер. РБО).

Более поздний текст из книги пророка Захарии (вероятно, написан в V или в IV вв. до н. э.), однако, сообщает о том, что наряду с шерстяным плащом (власяницей) раны на теле были важнейшими внешними атрибутами пророков. На этом основании можно сделать вывод о том, что практика нанесения себе ран была широко распространена среди экстатиков и в эпоху Второго храма (вероятно, также среди пророков Яхве).

Зах 13:4—5 (пер. РБО): «Тогда пророки устыдятся своих видений, о которых они возвещали, пока были пророками, и не станут больше надевать власяницы, чтобы обманывать. Каждый из них скажет: “Я не пророк, я – земледелец. Земля – вот чем я владею с детства”. – “Откуда же у тебя раны на теле?” – спросят его. “Побили дома у приятелей”, – ответит он».

Согласно тексту 1-й книги Царств, от Яхве к человеку мог посылаться и злой дух, вследствие чего он приходил в болезненное психическое состояние. Для обозначения последнего также использовался древнееврейский глагол хитнаббе «пророчествовать, быть в экстазе / исступлении». В 1 Цар 18:10—12 рассказывается о том, как злой дух нападал на Саула, которого отверг Яхве. Показательно, что переводчики текста на русский язык (СП и пер. РБО) не стали использовать для передачи формы древнееврейского глагола хитнаббеобычный русский эквивалент «пророчествовать».
Отметим, что болезненное состояние не всегда считалось признаком одержимости злым духом в Ветхом Завете. Так, например, откровения Бога пророку Иезекиилю были сопряжены с оцепенением, под воздействием которого он долгое время не мог говорить и, вероятно, также двигаться. Оцепенение прерывалось тогда, когда с ним и через него говорил Яхве (см., например, Иез 3:25—27).

В 3-й книге Царств (3 Цар 22:19—23) мы находим описание видения пророка Михея, которое он пересказывает израильскому царю Ахаву. В тексте этого библейского пассажа сообщается о том, что дух, говорящий через пророков, мог и обмануть людей, если подобный обман был санкционирован Яхве. Такое понимание пророчества сильно отличается от традиционного, согласно которому пророчество должно сбыться, иначе пророка считают лжепророком (ср. с Втор 18:20—22).

3 Цар 22:19—23 в пер. РБО: «А Михей продолжал: «Выслушай слово Господа. Я видел Господа: Он восседал на престоле, и все небесное воинство стояло рядом с Ним, по правую и по левую руку от Него. Господь спросил: “Кто одурачит Ахава, чтобы он пошел в поход и пал в Рамоте Галаадcком?” Каждый предлагал свое. Выступил вперед некий дух, предстал пред Господом и сказал: “Я его одурачу!” Господь спросил: “Как?” Тот ответил: “Я пойду и стану лживым духом в устах всех его пророков”. И Господь промолвил: “Да, тебе удастся одурачить его. Иди, делай, как сказал”. Так вот, смотри – в уста всех этих твоих пророков Господь вложил лживый дух. Господь вынес тебе приговор».


Социальная роль пророков

В допленную эпоху пророки наряду со священниками / жрецами являлись важнейшими религиозными специалистами в древнем Израиле. В частности, к ним обращались для того, чтобы через них получить у божества консультацию по самым разным вопросам, то есть испросить оракул. Подобные консультации иногда могли иметь частный характер и касаться, например, судьбы пропавших ослиц (см. 1 Цар, гл. 9). В Библии неоднократно подчеркивается, что многие пророки оказывали свои услуги за вознаграждение (см, например, 1 Цар 9:6—8; Мих гл. 3, Числ гл. 22—24).

Приведу отрывок из 1-й книги Царств, а котором передан диалог Саула со своим слугой, ищущих пропавших ослиц (1 Цар 9:6—8 в пер. РБО): «Тот отвечал: “Постой, в этом городе есть человек Божий, очень уважаемый; все, что он предсказывает, все сбывается. Давай зайдем в город. Может быть, он скажет, куда нам идти”. Саул сказал своему слуге: “Пойти можно, но с чем мы к нему придем? Хлеб у нас закончился, не идти же с пустыми руками к Божьему человеку? Что у нас есть?” Слуга сказал Саулу: “Вот у меня четверть шекеля серебра. Я дам его человеку Божьему, а он скажет нам, куда идти”».

Иногда благоприятный или неблагоприятный характер пророчества мог зависеть от того, получил ли пророк плату. Подобную практику осуждали, однако, некоторые библейские пророки (см., например, Мих 3:5).

Некоторая часть пророков находилась при храме и исполняла различные жреческие функции. В частности, этим обстоятельством может объясняться большое число пророческих фрагментов в Псалтири («культовые пророчества»). «Провидцами» и «пророчествующими» названы в 1—2 Пар известные левиты и псалмопевцы Асаф, Хеман (СП: Еман) и Иедутун (СП: Идифун), а в книге Иеремии (гл. 20) – жрец Пашхур (СП: Пасхор). Некоторые библейские пророки, такие как Иеремия (Иер 1:1) и Иезекииль (Иез 1:3) были жрецами по своему происхождению. Ряд пророков персидской эпохи поощрял строительство храма и попечение о нем (Аггей, Захария, Малахия), тогда как некоторые другие являлись противниками храмового культа как такового (см., например, Ис 66:1—3).

На основании библейских текстов можно заключить, что существовали целые пророческие сообщества, которые могли приходить в коллективное экстатическое состояние (1 Цар 10:5—13; 19:20—24), в частности, при помощи музыки (1 Цар 10:5—13). Младшие члены этих сообществ (видимо, ученики) назывались именем «сынов пророческих» (древнеевр. бене ханневиˀим; см. 1 Цар 20:35; 4 Цар гл. 2, 4, 5, 6, 9; ср. с Ам 7:14). Подобные группы могли преследовать, помимо всего прочего, политические цели.

Из библейских текстов мы узнаем, что пророки очень часто занимались консультацией монархов по внешнеполитическим вопросам, таким как объявление или исход войны, заключение союзного договора с другим государством. Согласно текстам 2—3 Цар и 1—2 Пар, некоторые из них занимали определенные посты при дворе: «провидцами» царя Давида являлись Гад (2 Цар 24:11; 1 Пар 21: 9), Хеман (1 Пар 25:4) и Иедутун (2 Пар 35:15), а видное место при его дворе занимал пророк Нафан. Схожую роль при дворе Езекии занимал Исайя.

Согласно текстам 1—4 Цар, пророки принимали активное участие во внутриполитической жизни Иудеи и Израиля и избрании новых монархов. Сам институт монархии был учрежден посредством пророка Самуила (1 Цар гл. 8—10). Им был помазан на царство Саул (1 Цар гл. 10). После отвержения последнего Богом Самуил помазал на царство Давида при живом царе Сауле (1 Цар гл. 16). Пророк Нафан вместе со священником Садоком помазал Соломона царем Израиля (3 Цар гл. 1) Участие пророка в интронизации монарха, сопровождавшееся помазанием елеем, придавало ему легитимность. Кроме того, в 3—4 книгах Царств рассказывается о том, как пророки несколько раз инициировали мятежи, влекущие за собой появление новых династий (см. тексты об избрании Ахией Иеровоама в 3 Цар 11:26—40 и об избрании Елисеем Ииуя / Иегу в 4 Цар 9:1—14).

4 Цар 9:1—14 в пер. РБО: «Пророк Елисей позвал одного человека из пророческой братии и сказал ему: “Подпояшься, возьми вот этот сосуд с оливковым маслом и иди в Рамот Галаадский. Когда придешь, найди там Иегу, сына Иосафата, из рода Нимши. Подойди к нему, отзови в сторону и пройди с ним в самую дальнюю комнату. Там возлей на его голову масло из флакона и скажи: “Так говорит Господь: этим помазанием Я возвожу тебя в цари Израиля”. Потом распахни дверь и убегай прочь без оглядки”. И пошел этот юноша из пророческой братии в Рамот Галаадский. Пришел, смотрит — сидят военачальники. “У меня к тебе дело, полководец”, — сказал он. “К кому из нас?” — спросил Иегу. Тот ответил: “К тебе, полководец”. Иегу встал и вошел вместе с ним внутрь дома. Тот возлил на его голову масло и сказал: “Так говорит Господь, Бог Израиля: этим помазанием Я возвожу тебя в цари Израиля, народа Господнего; ты уничтожишь весь род Ахава, твоего господина, — так отомщу Я за кровь пророков, рабов Моих, и за кровь всех рабов Господних, убитых Иезавелью. Пусть сгинет весь род Ахава! Я истреблю в Израиле всех мужчин из рода Ахава, от мала до велика! Я сделаю с родом Ахава то же самое, что сделал с родом Иеровоама, сына Невата, и с родом Баши, сына Ахии. А Иезавель собаки сожрут на поле близ Изрееля, и никто не похоронит ее!” Сказав это, он распахнул дверь и бросился прочь. Когда Иегу вышел к приближенным своего господина, те спросили его: “Все в порядке? Зачем приходил к тебе этот одержимый?” — “Да вы сами знаете, что это за человек, — ответил Иегу, — и что он мог наговорить…” — “Ты что–то скрываешь! — настаивали те. — Расскажи!” И тогда Иегу передал им слова юноши–пророка: “Он сказал: “Так говорит Господь: этим помазанием Я возвожу тебя в цари Израиля””. Присутствовавшие немедленно сорвали с себя одежды и бросили под ноги Иегу — прямо на ступени, где он стоял. Затрубили в рог и возвестили: “Иегу стал царем!” Так Иегу, сын Иосафата, из рода Нимши, поднял мятеж против Иорама...».

Можно, однако, допустить, что авторы книги Царств несколько преувеличивали степень влияния пророков на политические события в Израиле и Иудее, основываясь на богословских представлениях, согласно которым Бог активно вмешивается в историю, действуя посредством своих избранников-пророков (ср. с Ам 3:7). Тем не менее, очевидно, что пророки принимали активное участие в политической жизни, и часть пророков могла быть оппозиционно и даже враждебно настроена по отношению к действующей власти. Яркий пример «нонконформистского» поведения пророка – деятельность Иеремии, призывавшего иудеев сдаться вавилонянам, осаждавшим Иерусалим. Следует отметить, что для многих современников Иеремия был, вероятно, достаточно одиозной фигурой. Не случайно о нем не даже не упоминает автор 4-й книги Царств.


Тематика пророчеств

В состав библейских книг вошли лишь те пророческие речения, которые соответствовали богословской концепции их авторов и редакторов. При этом сохранились они в отредактированном виде.

Адресатом пророчеств могли быть как отдельные люди, так и группы людей (жители городов, весь Израиль, вся Иудея, окружающие народы и пр.). С точки зрения содержания они могли быть благоприятными (обещание спасения и победы) или неблагоприятными (обещание суда и наказания).

В частности, некоторые пророчества были посвящена вопросам храмового имущества (ср. с пророчествами из Мари): например, речи Аггея и Малахии о строительстве и снабжении храма.

Также пророчества могли касаться судеб определенных людей, в том числе, монархов (например, Иер 36:30—31), придворных (например, Ис 22:15—25), жрецов (например, Зах 3:1—7), пророков (например, 3 Цар 22:25) и пр.

Довольно часто пророческие речи затрагивали вопросы внешней политики: заключения союзов с другими странами, вступления в войну или же ее прекращения. Иногда пророки изрекали совершенно противоположные вещи: одни предсказывали победу и мир, другие – поражение (см., например 3 Цар гл. 22; Иер гл. 28).

Многие библейские пророчества были посвящены проблематике правильного богопочитания и культа. В частности, пророки обличали израильтян и иудеев за то, что они поклонялись чужим божествам, прибегали к некоторым недозволенным культовым практикам и не исполняли свои религиозные обязанности.

Часть пророчеств касались социальной сферы. Различные пророки, слова которых переданы в Библии, выступали с проповедями, отстаивая принципы социальной справедливости, требовали «защищать сирот и вдов», то есть самых слабых людей в обществе, учили тому, что этика важнее соблюдения храмовых ритуалов (см., например, Ис 1:11—17; Ос 6:6).

Особый тип пророчеств – это пророчества суда над народами, окружавшими Израиль. Они составляют отдельные части некоторых библейских книг (например, Ис гл. 13—21, Иер гл. 46—51).

Важное место среди библейских пророчеств занимают те, что имеют эсхатологический характер – обетования восстановить правление сынов Давида (мессианские пророчества), предсказания грядущего возвышения Израиля, его религиозного преображения. Большинство подобных пророчеств относится, видимо, к эпохе Вавилонского плена или к начале эпохи Второго храма (кон. VI—V вв. до н. э.).


Причины упадка пророчества

В эпоху Второго храма происходит упадок пророчества как социального института. По своим именам известны лишь пророки Аггей и Захария, являвшиеся ближайшими сподвижниками Зоровавеля при строительстве храма, возможно, Малахия (существует точка зрения, согласно которой Малахия – не собственное имя пророка, а искусственное имя, придуманное редакторами – составителями библейской книги), а также пророки—оппоненты Неемии.

Согласно раввинистической традиции (Вавилонский Талмуд, Сота 48b, Йома 8b, Бава Батра 14b и др.), последними пророками являлись Аггей, Захария и Малахия, после смерти которых Святой Дух отошел от Израиля. Отметим, что Аггей и Захария жили в самом начале эпохи Второго храма и были свидетелями его создания (конец VI в. до н. э.). Пророчества Малахии датируют чаще всего V в. до н. э., хотя в самой книге нет информации о времени жизни этого пророка. Однако многие анонимные пророческие тексты, вошедшие в состав некоторых пророческих книг (например, Зах гл. 9—14; Ис гл. 56—66), были написаны, вероятно, значительно позже того времени, в которое пророчествовали Аггей и Захария, а может быть, и Малахия: в персидскую или даже раннеэллинистическую эпохи (V—IV вв. до н. э.).

Причинами упадка пророчества могло служить изменение социальных условий в общине Второго храма, в результате которого лидерами общины становятся жрецы и книжники, а также кодификация и канонизация Пятикнижия, которые, как полагают, произошли в персидскую эпоху в V или IV вв. до н. э. Следствием канонизации Пятикнижия стало возрастание авторитета письменного откровения и уменьшение роли устного спонтанного.

В частности, в самом тексте Пятикнижия (Числ гл. 12) присутствует рассказ, в котором обосновывается превосходство откровения, данного Моисею, с которым Бог говорил лицом к лицу, над обычным пророчеством, имеющим не очень точный характер (откровение дается посредством снов и видений). В споре Моисея, олицетворяющем письменное откровение, с Мирьям (олицетворение пророчества) и Аароном (олицетворение культа) Бог принимает сторону Моисея и наказывает Мирьям проказой, Моисей же выступает в качестве ходатая перед Богом за нее.

Числ 12: 1—15 в пер. РБО: «Мирья́м и Аарон упрекали Моисея за женитьбу на женщине из Куша (Моисей взял себе жену родом из Куша). Они сказали: “Разве только с Моисеем говорил Господь? Разве с нами Он не говорил?” И Господь услышал эти речи. (А Моисей был очень кротким человеком, самым кротким из всех людей на земле.) И внезапно сказал Господь Моисею, Аарону и Мирьям: “Идите втроем в Шатер Встречи”. Они пошли, и сошел к ним Господь, как столп облачный, стал у входа в Шатер и позвал Аарона и Мирьям. Когда они приблизились, Господь сказал: “Слушайте Мои слова! Если есть средь вас пророк Господень, Я ему открываюсь в виденьях, говорю с ним посредством снов. С рабом Моим, Моисеем, – не так: все достоянье Мое Я доверил ему! Я говорю с ним лицом к лицу, Я являюсь ему без загадок, и образ Господа видит он. Как же вы не побоялись укорять раба Моего, Моисея?” И гнев Господа разгорелся на них. Господь ушел прочь, облако удалилось от Шатра. А Мирьям вся покрылась проказой, как снегом. Аарон повернулся к Мирьям и увидел, что она вся покрыта проказой. Тогда он сказал Моисею: “Господин мой! Не карай нас за грех, который мы совершили по глупости своей! Не допусти, чтобы Мирьям осталась такою, подобной мертворожденному ребенку, который вышел из материнского чрева наполовину сгнившим”. “Боже! Исцели ее!” – воззвал Моисей к Господу. Господь сказал Моисею: “Если бы ее отец плюнул ей в лицо, она семь дней пребывала бы опозоренной. Так что изгоните ее из стана на семь дней, а потом пусть вернется в стан”. И Мирьям изгнали из стана на семь дней. Сыны Израилевы не трогались в путь, пока она не вернулась».

Текст Пятикнижия не содержит запретов пророчествовать, но устанавливает критерии определения истинности пророчеств. В частности, в книге Второзакония (Втор 18:20—22) говорится следующее: «Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (СП). В обществе, которое руководствовалось подобными правилами, публично пророчествовать было довольно опасно.

Исчезновение пророчества предсказывается в тексте Зах 13:2—6, написанном в персидскую или даже эллинистическую эпоху (частично мы его уже цитировали в лекции): «Тогда, – говорит Господь Воинств, – Я уничтожу имена идолов в этой стране, так что больше о них и не вспомнят. И пророков, и дух скверны Я в этой стране истреблю. Если все же станет кто-нибудь пророчествовать, то его собственные родители, отец и мать, скажут ему: “Ты не должен жить, потому что ты лгал от имени Господа”. И родители, отец и мать, заколют его за то, что он пророчествовал. Тогда пророки устыдятся своих видений, о которых они возвещали, пока были пророками, и не станут больше надевать власяницы, чтобы обманывать. Каждый из них скажет: “Я не пророк, я – земледелец. Земля – вот чем я владею с детства”. “Откуда же у тебя раны на теле?” – спросят его. “Побили дома у приятелей”, – ответит он».

[О библейском пророчестве см.: Blenkinsopp. 1996; Nissinen. 2019. P. 315—626; Сикре. 2023].

В следующих лекциях речь пойдет о первой книге «Поздних пророков» — книге пророка Исайи.


Сокращения

MT – масоретский текст

LXX – древнегреческий перевод Священного Писания

РБО – Российское библейское общество

СП – Синодальный перевод


Литература

Blenkinsopp J. A History of Prophesy in Israel. Rev. and Enlarged. Louisville; London: Westminster John Knox Press, 1996.

Nissinen M. Prophetic Divination: Essays in Ancient Near Eastern Prophecy. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2019.

Сикре Х. Введение в библейское пророчество / Пер. игумена Арсения (Соколова). М.; ББИ, 2023.