Популярная этимология, основанная на библейском тексте, связывает имя Иаков с евр. עָקֵב ʿāqēḇ «пятка»: созвучие этих слов обыгрывается в Быт 25:26, где описано рождениеблизнецов: «Следом, уцепившись ручкой за пятку (ʿāqēḇ) Исава, появился другой; его назвали Иаковом (yaʿăqōḇ)…» (Быт. 25:26). От евр. עָקֵב ʿāqēḇ «пятка» в языке Библии произведен отыменной глагол со значением «хватать за пятку», в переностом смысле — «обойти, обмануть, препятствовать» (Быт. 27:36, Иер 9:3, Ос 12:4, Иов 37:4). В двух случаях из четырех этот глагол появляется в контексте игры слов с именем Иаков. Быт. 27:36: «И сказал Исав: «Не зря его зовут Иаков (yaʿăqōḇ) — он уже два раза мне воспрепятствовал (букв. за пятку ухватил (wayyaʿqəḇēnî))!». Осия 12:3 (евр., греч. 12:4): «во чреве матери хватал за пятку (ʿāqaḇ) брата своего».
Однако вероятнее всего имя yaʿăqōḇ представляет собой усеченную форму теофорного имени yʿqb-ʾl ‘бог защитил / пусть бог защитит', которое известно из внебиблейских источников (напр., [Noth 1953]). Это имя, произведенное не от евр. עָקֵב ʿāqēḇ «пятка», а от омонимичного корня ʿqb, могло быть широко распространено во II тыс. до н. э., поскольку встречается в аккадских, древнеюжноаравийских и арамейских текстах (Sarna 2006 p. 20). Ср. также засвидетельствованное в древнеегипетских текстах среди имен 15 (гиксосской) династии имя Yaʿḳob-har (Yeivin 1959; Giveon 1981; Knudsen 1999, 217−218).
Другие теофорные имена от этого корня встречаются и в библейском корпусе — напр., יַעֲקֹבָה yaʿăqōḇāh (1 Пар. 4:36) [Dijkstra 1999]. Связь имени Иаков с «пяткой» — народная этимология, которая, как это нередко бывает в библейских нарративах, породила целый эпизод Быт 25:26 и связанные с ним стихи Быт. 27:36, Осия 12:4.
Примечательно, что «Израиль» yiśrāʾēl, имя, которое Иаков позже получает от Бога, согласно одной из гипотез имеет такое же или близкое значение: Л. Е. Коган [Kogan 2006] объясняет yiśrāʾēl как «Бог защитил» или «Бог исцелил», реконструируя на основе др. семитских языков корень *śry со значением ‘исцелять', ‘защищать'.
В Библейском корпусе
Иаков был младшим сыном Исаака и Ревекки, братом-близнецом Исава и отцом 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12-ти колен (племен) Израиля. Цикл рассказов, повествующих о жизни Иакова, содержится в Быт 25:19—35:29. Как второстепенная фигура Иаков также фигурирует в рассказах об Иосифе, его младшем и любимом сыне (Бытие 37−50). Отсылки к Иакову как патриарху и событиям его жизни содержатся также во Втор. 26:5; Нав. 24:4, 32; 1 Цар. 12:8, Пс. 105:23; Мал. 1:2, Ин. 4:5, Деян. 7:8, 12, 14, 15 и др.
Особенно интересны упоминания Иакова-Израиля в кн. Осии (Ос. 12:3−4 (евр., греч. 12:4−5). Согласно современным представлениям об истории формирования Библии, книга Осии (8 век до н.э.) появилась раньше, чем Пятикнижие обрело свой нынешний облик (6−4 вв. до н.э.). Однако упоминания Иакова-Израиля в кн. Осии явно отсылают к тем же мотивам, вплоть до деталей, что мы видим в Быт. Например, согласно Ос. 12:3 (евр., греч. 12:4), Иаков еще во чреве матери хватал за пятку своего брата.
Структура библейского цикла об Иакове
Как было замечено целым рядом исследователей [Fishbane 1975; Fokkelman 1975: 240; Gammie 1979], библейский цикл об Иакове построен хиастически (подробнее см. [Walters 1996: 599]: он состоит из двух равных частей, каждая из которых, в свою очередь, делится на семь сегментов. Сегменты каждой из двух частей тематически соотносятся друг с другом в обратном порядке (см. ниже: А соотносится с A', Б с Б' и т. д.) Весь цикл обрамляется родословиями двух персонажей, которые оказались вне линии обетования: родословием Измаила в начале (25. 12−18) и родословием Исава в конце (36). Это подчеркивает роль Иакова как носителя обетования [Walters 1996: 599]:
Родословие Исмаила (25:12−18)
I.
A. Начало. Рождение, пророчество, начало конфликта между Иаковом и Исавом (25:19−34)
Б. Отношения с местным населением (26:1−22)
В. Получение благословения (27:1−40)
Г. Бегство Иакова от Исава (27:41−28:5)
Д. Встреча с ангелами и Богом (28:10−22)
Е. Прибытие в Харран: Рахиль, Лаван (29:1−30)
Ж. Иаков обзаводится семьей и детьми (30:1−24)
Рождение Иосифа, Иаков собирается вернуться в Харран.
Е'. Иаков с семьей уходит из Харрана: Рахиль, Лаван (31:1−32:1)
Д'. Встреча с Божьим посланником (32:2−3)
Г'. Иаков идет к Исаву (32:4−33)
В'. Возвращение благословения (33:1−20)
Б'. Отношения с местным населением (глава II). 34)
A'. Конец. Смерть Рахили, Деворы, Исаака, исполнение пророчества: 12 сыновей Иакова, Иаков и Исав вместе погребают своего отца (гл. 35)
Родословие Исава (гл. 36)
Тематическое соответствие между сегментами подтверждается рядом лексических параллелей; например, в сегментах Д и Д' Иаков видит malʾăḵê ʾělōhîm, букв. ‘посланников Бога'; это выражение нигде более в библейском тексте не встречается. (подробнее см. [Walters 1996]).
На эту хиастическую структуру накладывается другая, тоже хиастическая, для которой особенна важна связь Иакова-Израиля со святилищем в Вефиле:
А) Жизнь Иакова с отцом в земле Ханаанской (Быт. 25:20—28:5)
Б) Генеалогия потомков Исава (28:6−9)
В) Бегство Иакова в Харран. По дороге Иаков устанавливает священный камень (маццеву) в Вефиле (28:10−22)
Г) ----------
Д) Жизнь Иакова в Харране (гл. 29−31). Бог Вефиля велит Иакову вернуться в отчую землю (31:13).
Г') Возвращение Иакова из Харрана в отчую землю. Иаков устанавливает жертвенник неподалеку от Сихема (гл. 32−34)
B') Святилище в Вефиле (гл. 35)
Б') Генеалогия потомков Исава (гл. 36)
A') Иаков живет в Ханаане, «в земле странствования отца своего» (37:1---)
Библейский нарратив
I.
A.
Исаак, отец Иакова, долгое время молился о беременности своей жены Ревекки, которая, как Сарра и Рахиль, была бесплодна. Бог услышал его молитвы: Ревекка забеременела двойней. Уже во время беременности Бог открыл ей судьбу сыновей: «Два народа в твоей утробе, два племени выйдут из чрева твоего. Один одолеет другого, и старший младшему станет рабом».
Исав и Иаков появились на свет, когда Исааку было 60 лет. Старший, Исав, стал охотником, а младший, Иаков, — «тихим домоседом» (25:27). Старший стал любимцем отца, а младший — любимцем матери. Раздел завершается рассказом о том, как Иаков выменял у Исава его первородство за чечевичную похлебку.
Б.
Хронологически эта история относится к периоду, предшествовавшему рождению Иакова. В нем описываются события из жизни Исаака: его переселение в Герар; история о том, как Исаак выдал Ревекку за свою сестру и она чуть не стала наложницей царя Герара; конфликт между Исааком и филистимлянами, который закончился заключением мирного договора между Исааком и Авимелехом. Вероятно, этот фрагмент вставлен в цикл об Иакове, чтобы не нарушать хиастическую структуру цикла (рассказ соотносится с сегментом Б', где также говорится об отношениях с местным населением). Кроме того, тематически этот раздел также связан с судьбой Иакова: в нем дважды (26:2−5, 25) описывается явление Исааку Бога, который обещает исполнить клятвы, данные Аврааму, через потомков Исаака; преемником этих обетований становится Иаков.
В.
Спустя время, когда Исаак уже состарился и ослеп, он решил благословить старшего сына перед смертью. Ревекка, подслушавшая их разговор, помогла Иакову хитростью получить благословение вместо старшего брата.
Г.
Узнав о произошедшем, Исав затаил злобу на брата и задумал убить его. Ревекке донесли замысел старшего сына, и она, желая спасти Иакова, отправляет его к своему брату Лавану в Харран, чтобы переждать, когда стихнет ярость Исава. Тут же излагается вторая версия того, почему Иаков покидает дом: Исаак благословляет его и отправляет в Паддан-Арам, чтобы тот нашел себе жену из Дочерей Лавана, а не женился на иноплеменнице, как его старший брат.
Обычай искать невесту вдалеке от дома явно прослеживается в библейской традиции: Авраам отправляет слугу за женой для своего сына в Месопотамию; Иосиф, Моисей женятся на чужбине. Даже если невеста происходит из того же рода, как в случае Рахили или Ревекки, жениху (или специальному посланнику) нередко приходится ехать за ней в чужие края.
Д.
По дороге в Харран Иакову снится удивительный сон: он видит лестницу, соединяющую землю и небо, по которой поднимались и спускались ангелы; на вершине лестницы стоял Бог. Бог благословляет Иакова, обещая отдать эту землю в наследие ему и его потомству, которое будет многочисленным, а также во всем сохранять Иакова. Проснувшись, Иаков ставит священный камень, поливает его маслом и называет это место Вефиль (Bêt-ʾēl ‘дом Бога').
Е.
Дойдя до Харрана, Иаков увидел колодец, закрытый большим камнем, возле него — стада овец. Там же Иаков встретил дочь Лавана, Рахиль: девушка собиралась напоить стадо своего отца. Встреча с девушкой — невестой — в библейском повествовании часто происходит на фоне колодца. Слуга Авраама, посланный искать жену Исааку, встречает Ревекку именно у колодца (Быт 24:15); у колодца же Моисей впервые видит свою будущую жену, куда она, как и Рахиль, приходит напоить овец (Исх 2:16). Встреча Иуды с Фамарью происходит рядом с городом Энаим, что значит «два глаза» или «два колодца»; Фамарь сидит у ворот города — «петах Энаим», что также можно перевести как «отверзение двух глаз» или «отверзение двух колодцев» (Быт 38:14−15). Жених в Песни Песней сравнивает невесту с закрытым колодцем (Песн 4:12). Метафора прозрачна: животворящая вода — символ плодородия, жизни, женского лона; запечатанный колодец — символ девства.
Для того, чтобы открыть колодец, требуется приложить немалые усилия: Иаков в одиночку откатил тяжелый камень, закрывающий устье; Моисей отгогнал пастухов. Действие Иакова может символически указывать на многочисленные трудности, которые ему придется преодолеть, чтобы получить любимую женщину (семь лет работы на Лавана, подмена Рахили ее старшей сестрой, а затем еще семь лет работы за Рахиль).
Иаков помог Рахили напоить овец, поцеловал и сказал, что он родственник ее отца и сын Ревекки. Иакова приняли в доме Лавана; он влюбился в Рахиль и согласился семь лет работать за нее на ее отца. По истечении этого срока Лаван обманом отдал ему свою старшую дочь Лию вместо обещанной Рахили. Лаван объяснил Иакову, что по обычаю младшая сестра не может выйти замуж раньше старшей, и заверил его, что, когда закончится свадебная неделя, тот сможет взять в жены и Рахиль, при условии, что отработает за нее еще семь лет. Иаков согласился. В этом есть определенная справедливость: Лаван подменил младшую дочь на старшую — в вечернем сумраке Иаков не заметил подлога — точно так же, как когда-то Иаков вместо старшего брата хитростью получил благословение отца, который по своей слепоте не смог распознать обман.
В библейских книгах, кроме Песни Песней, практически не говорится о чувствах между мужчиной и женщиной; на этом фоне описание любви Иакова к Рахили кажется удивительно сильным: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт 29:20). Сцена, где Иаков целует Рахиль — едва ли не единственное явное библейское упоминание поцелуя мужчины и женщины (еще один пример — Песн. 1:1).
Рахиль была красива станом и красива лицом (Быт 29:17). Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию.
Ж.
Бог «узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее» (Быт 29:31), и она родила четырех сыновей: Рувима, Симеона, Левия и Иуду; Рахиль же, как прежде Сарра и Ревекка, оставалась неплодной. Эта ситуация аналогична истории Елканы и двух его жен: у нелюбимой Феннаны было много детей, а любимая Анна долгие годы была бесплодной (1 Цар 1).
Сестры соперничают за любовь мужа: завидуя старшей сестре, Рахиль, как некогда Сарра (Быт 16:2−4), отдает Иакову в наложницы свою служанку Валлу. Валла рождает двух сыновей — Дана и Неффалима. Лия также отдает мужу в наложницы свою служанку Зелфу, и та тоже рождает двух сыновей — Гада и Асира. Сама Лия рождает Иакову еще двух сыновей, Иссахара и Завулона, и дочь Дину. Наконец, Бог услышал молитвы Рахили, она забеременела и родила сына Иосифа, который стал любимым ребенком Иакова.
II.
Ж'.
Вскоре после рождения Иосифа Иаков решает вернуться на родину вместе с жёнами и детьми. Лаван, которому открылось, что из-за Иакова на нем благословение Господне, упрашивал его остаться. Иаков согласился при условии, что в качестве платы будет забирать себе всех всех пятнистых и черных овец, а также пятнистых и крапчатых коз, которые будут рождаться в стадах Лавана. Хитростью Иаков делает так, чтобы потомство крепкого скота рождалось пятнистым и крапчатым. Благодаря этому Иаков разбогател: нажил себе стада овец и коз, верблюдов, ослов и рабов.
Е'
Опасаясь гнева Лавана, Иаков убедил жен вернуться в Ханаан.
Они покинули Харран, ничего не сказав Лавану. Перед уходом Рахиль без ведома Иакова похитила идолов своего отца. Спустя три дня Лаван узнал о бегстве Иакова и нагнал его. Однако той же ночью Лавану во сне явилсяя Бог и предупредил, чтобы тот ничего не делал Иакову. Встретившись с Иаковом, Лаван обвинил его в том, что тот ушел не предупредив не дал ему проститься с дочерями и внуками; он также ставит Иакову в вину кражу идолов. Иаков объяснил, что ушел тайком, потому что боялся, что Лаван заберет своих дочерей. Не зная, что идолы у его любимой жены, Иаков проклял укравшего их (Быт 31:32: «у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив») и позволил Лавану обыскать шатры. Рахиль же спрятала идолов под верблюжье седло и села сверху; отцу, обыскивающему ее шатер, сказала: «я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское». Не найдя идолов, Лаван на следующее утро уехал
Д'
По дороге Иакову являются Ангелы Божии; увидев их, он сказал: «Это стан Божий». Место, где ему явились Ангелы, Иаков назвал Маханаим (букв. два стана — стан Божий и стан Иакова).
Г'
Приближаясь к Эдому, Иаков отправил вестников к своему брату Исаву. Вернувшиеся вестники предупредили, что Исав с четырьмя сотнями человек выдвинулся к нему навстречу. Иаков испугался, что брат собирается на него напасть, и разделил людей и скот по двум стоянкам — чтобы в случае нападения уцелела хоть одна половина. Он отправил навстречу Исаву рабов с дарами, чтобы задобрить его.
Той же ночью Иаков с семьей перешел на другой берег реки Иавок. Далее описывается загадочное происшествие: некто вступил в схватку с Иаковом и боролся с ним до зари. Увидев, что он не может одолеть Иакова, некто повредил ему сустав бедра. Иаков спросил у соперника его имя и попросил благословить его. Некто отказался называть свое имя, но благословил Иакова и дал ему новое имя — «Израиль», «ведь ты боролся с Богом и с людьми — и выходил победителем» (32:28). Место, где это произошло, Иаков назвал Пенуэл, «что означало: „Здесь я видел Бога лицом к лицу и остался жив“» (32:30).
В'
Далее описывается встреча Иакова и Исава. Не смотря на опасения Иакова, она проходит мирно: Исав с радостью встречает брата. Иаков уговорил брата принять его дары: «прими мой дар, мое благословение» (33:11). Это соотносится с параллельным сегментом (В), в котором Исав обвиняет Иакова в том, что тот отобрал его благословение (27:36)
После этого Исав возвращается в Сеир, а Иаков идет в Ханаан, в город Сихем, где воздвигает жертвенник, который называет «Эл-Элохе'-Исраэ'л» (синод. «Бог Всесильный Израилев»).
Б'
Дина, дочь Иакова и Лии, отправилась в город Сихем навестить местных девушек. Там Сихем, сын Еммора, правителя той страны, увидел её, влюбился и овладел ею. После этого он захотел жениться на Дине и стремился примириться с её семьей. Однако братья Дины, Симеон и Левий, были разгневаны, узнав о произошедшем. Они согласились на предложение о браке при условии, что все мужчины Сихема будут обрезаны — «Тогда мы будем отдавать вам в жены своих дочерей и брать ваших дочерей себе в жены, тогда мы поселимся с вами и станем с вами одним народом» (34:16). Мужчины Шехема согласились и сделали обрезание. Пока они восстанавливались после обрезания, Симеон и Левий нападли на город, убили всех мужчин, разграбили его и забрали Дину. Иаков был обеспокоен возможными последствиями и боялся мести со стороны соседних племён, но его сыновья оправдывали свои действия, говоря: «Нельзя поступать с нашей сестрой как с продажной девкой!» (34:31).
А'
Бог велел Иакову отправиться в Вефиль и построить там жертвенник. Перед тем, как отправиться в путь, Иаков собрал всех домочадцев, велел им очиститься и избавиться от идолов. Они отдают Иакову все свои идолы и серьги, которые тот закапывает под дубом близ Сихема.
Придя в Вефиль, Иаков строит там жертвенник. Далее говорится о смерти Деворы, комилицы Ревекки. Бог вновь является Иакову, благословляет его и дает ему имя Израиль
По дороге из Вефиля в Ефрафу сбылось проклятие, которое Иаков наложил на укравшего идолов Лавана (ср. Быт. 31:32): Рахиль умерла при родах. Перед смертью она успела назвать новорожденного сына Бенони («сын моей печали»), однако Иаков назвал его Вениамином. Рахиль похоронили у дороги на Ефрафу. На могиле любимой жены Иаков поставил памятник. Кратко упоминается о том, что Рувим, старший сын Иакова, переспал с Валлой, наложницей его отца.
Далее говорится о том, что Иаков пришел в Харран к своему отцу Исааку. После смерти Исаака Иаков и Исав вместе хоронят его.
О дальнейшей жизни Иакова мы узнаем из рассказов об Иосифе. Иосиф был младшим и любимым сыном Иакова (37. 3); после исчезновения Иосифа он на протяжении многих дней оплакивал любимого сына, думая, что тот мертв (37. 33−35). Когда наступил голод, Иаков послал своих сыновей в Египет за зерном, но оставил при себе Вениамина, родного брата Иосифа (42. 1−4). После долгих уговоров он согласился отпустить Вениамина с братьями в Египет во второй раз (42. 29 — 43. 14). Когда сыновья вернулись из Египта и сообщили Иакову о том, что Иосиф жив (45. 26−28), он отправился в Египет, чтобы увидеть сына. Проходя через Вирсавию, он принес жертву Богу (46. 1). Бог призвал Иакова не бояться идти в Египет: он пообещал произвести там от Иакова великий народ, а после вывести их оттуда (46. 2−4). Вместе со всем своим потомством и имуществом Иаков переселился в Египет (46. 5−7). Иосиф на колеснице встретил Иакова в Гесеме (46. 29−30) и представил своего отца и братьев фараону (47. 7−10). По указанию фараона Иосиф поселил Иакова и братьев в Раамсесе, «в лучшем краю Египта» (47. 11). Иаков прожил в Египте 17 лет. В возрасте 147 лет, «когда пришла ему пора умирать», Иаков взял клятву с Иосифа, что тот похоронит его в усыпальнице его предков (47. 28−31). Иосиф привел к больному отцу своих сыновей, Ефрема и Манассию, и тот благословил их (48:1−22). Созвав перед смертью всех своих сыновей, Иаков пророчествовал об их судьбе, благословил, и еще раз попросил их похоронить его в пещере на поле Махпела, где похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия. По прошествии 70 дней после смерти Иакова Иосиф, с позволения фараона, отправился в Ханаан хоронить отца. Его сопровождали египетские вельможи, сановники и старейшины, а также вся семья Иосифа, и все его братья, и «весь его род». Иакова, согласно его воле, погребли в пещере Махпела (50. 1−13).
Иаков как собирательное название для Израиля
Иаков получает от Бога имя «Израиль» и становится эпонимом для своих потомков. Однако первоначальное имя персонажа, Иаков, тоже часто употребляется в библейском тексте для обозначения Израиля как народа или религиозной общины — либо отдельно, либо в параллелизме с «Израилем» (напр., Втор 32:9; Иер 10:25; 30:7; Ис. 10:21; Пс 44:5). Особенно часто такое соответствие встречается во Второисайе (напр., 40:27; 41:8, 14; 42:24; 43:1, 22, 28; 44:1, 2, 21, 23; 45:4; 48:12, 20; 49:5−6). Бог Израиля нередко наделяется эпитетами, включающими в себя имя Иакова: «Бог Иакова» (напр., 2 Цар. 23:1; Ис. 2:3), «Святой Иакова» (Ис. 29:23), «Царь Иакова» (Ис. 41:21), «Сильный Иакова» (напр., Быт. 49:24; Ис. 49:26).
Дублеты в повествовании об Иакове
В нарративе об Иакове содержится ряд дублетов: дважды мотивируется уход Иакова из Палестины в Месопотамию (27:1−45 и Быт 27:46−28:5); два раза объясняется происхождение географического названия Бет-Эль (Вефиль) (Быт 28:10−22 и Быт 35:9−15); точно так же дважды объясняется происхождение имени «Израиль» (Быт 32 и Быт 35:9−15). Такое явление, как дублеты, нередко встречается в Пятикнижии, главным образом в книге Бытия. В основе объяснения этого явления современной наукой лежит т.н. документарная (или документальная) гипотеза. В своем классическом виде она была сформулирована Ю. Велльгаузеном [Велльгаузен 2017]. Документарная гипотеза предполагает, что в основе Пятикнижия лежат четыре независимых литературных источника. В книге Бытия выделяют три основных источника: яхвист, элохист и жреческий кодекс. Возникновение дублетов объясняется тем, что один и тот же мотив в несколько разном виде мог быть отражен сразу в нескольких источниках.
Литература
Dijkstra, M. Jacob. In: van der Toorn, Karel et al. (eds): Dictionary of Deities and Demons in the Bible. Leiden: Brill, 1999, pp. 459−461
Fishbane, M. 1975. Composition and Structure in the Jacob Cycle. Journal of Jewish Studies 27: 15−38. Repr. 1979, pp. 40−62 in Text and Texture: Close Reading of Selected Biblical Texts. New York.
Fokkelman, J. P. 1975. Narrative Art in Genesis. Studia Semitica Neerlandica 17. Assen.
Gammie, J. G. 1979. Theological Interpretation by Way of Literary and Tradition Analysis: Genesis 25−36. Pp. 117−34 in Encounter With the Text, ed. M. J. Buss. Philadelphia.
Kogan, L. The Etymology of Israel (with an Appendix on Non-Hebrew Semitic Names among Hebrews in the OT) // Babel und Bibel. Winona Lake, 2006. Vol. 3. P. 237−255
Noth, M. 1953. Mari und Israel: Eine Personnennamestudie. In Geschichte und Altes Testament, ed. G. Ebeling. Tübingen. Repr. Vol. 2, pp. 213−33 in Gesammelte Aufsätze (1971).
Sarna, Nahum M. 2006. Jacob. In: Skolink, F. (ed.). Encyclopedia Judaica, Vol. 11. Pp. 17−20.
Walters, Stanley D.: Jacob Narrative. In: Freedman, David Noel (Hrsg.): The Anchor Yale Bible Dictionary. New York: Doubleday, 1996, S. 3:599−608
Велльгаузен, Ю. 2017. Введение в историю Израиля. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»
Yeivin, S. 1959. Yaʿqobʿel. Journal of Egyptian Archaeology 45. 16−18.
Giveon R., «Ya'qob-har,» Göttinger Miszellen 44 (1981), 17−20
Knudsen, E. E. (1999). Amorite names and old testament onomastics. Scandinavian Journal of the Old Testament, 13(2), 202−224.]