Образ сеятеля популярен в ветхозаветных и новозаветных текстах. В книге пророка Осии (Ос 2:25) содержится образ Бога-сеятеля:
וּזְרַעְתִּ֤יהָ לִּי֙ בָּאָ֔רֶץ וְרִֽחַמְתִּ֖י אֶת־לֹ֣א רֻחָ֑מָה
וְאָמַרְתִּ֤י לְלֹֽא־עַמִּי֙ עַמִּי־אַ֔תָּה וְה֖וּא יֹאמַ֥ר אֱלֹהָֽי׃
Я посею её для себя на этой земле, и помилую Непомилованную,
и скажу Не Моему Народу: «Ты мой народ», а он скажет: «Бог мой».
(пер. Л. Е. Когана)
В апокрифической книге Второй книге Ездры (4-я книга Ездры в Вульгате, ст. 8:41) содержится метафорический контекст: речь идет о сеянии добра и зла. В синоптических Евангелиях притча о сеятеле содержится в стихах Марк 4:2-8 (разъяснение притчи — Мк 4:14-20), Матф. 13:4-8, Лука 8:5-15.
3 Ἀκούετε° ἰδού ἐξῆλθεν ὁ σπείρων τοῦ σπεῖραι°
4 καὶ ἐγένετο ἐν τῷ σπείρειν ὃ μὲν ἔπεσεν παρὰ τὴν ὁδόν, καὶ ἦλθεν τὰ πετεινὰ καὶ κατέφαγεν αὐτό.
5 Καὶ ἄλλο ἔπεσεν ἐπὶ τὸ πετρῶδες ὅπου οὐκ εἶχεν γῆν πολλήν, καὶ εὐθὺς ἐξανέτειλεν διὰ τὸ μὴ ἔχειν βάθος γῆς°
6 καὶ ὅτε ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος ἐκαυματίσθη καὶ διὰ τὸ μὴ ἔχειν ῥίζαν ἐξηράνθη.
7 Καὶ ἄλλο ἔπεσεν εἰς τὰς ἀκάνθας, καὶ ἀνέβησαν αἱ ἄκανθαι καὶ συνέπνιξαν αὐτό, καὶ καρπὸν οὐκ ἔδωκεν.
8 Καὶ ἄλλα ἔπεσεν εἰς τὴν γῆν τὴν καλήν καὶ ἐδίδου καρπὸν ἀναβαίνοντα καὶ αὐξανόμενα καὶ ἔφερεν ἐν τριάκοντα καὶ ἐν ἑξήκοντα, καὶ ἐν ἑκατόν.
3 Вот послушайте. Вышел в поле сеятель.
4 Когда он сеял семена, то одно упало у дороги, прилетели птицы и склевали его.
5 Другое упало на камни, слегка прикрытые землей, и тотчас же проросло, потому что неглубоко ушло в землю.
6 Но когда взошло солнце и стало жечь, то росток, не имевший корней, засох.
7А третье упало среди колючек, колючки выросли и заглушили его, оно не дало плода.
8 А некоторые семена упали на хорошую землю стали приносить плоды. Проросли, поднялись, дали урожай — где тридцатикратный, где шестидесятикратный, где стократный!
(пер. М. Г. Селезнева)
וּזְרַעְתִּ֤יהָ לִּי֙ בָּאָ֔רֶץ וְרִֽחַמְתִּ֖י אֶת־לֹ֣א רֻחָ֑מָה
וְאָמַרְתִּ֤י לְלֹֽא־עַמִּי֙ עַמִּי־אַ֔תָּה וְה֖וּא יֹאמַ֥ר אֱלֹהָֽי׃
Я посею её для себя на этой земле, и помилую Непомилованную,
и скажу Не Моему Народу: «Ты мой народ», а он скажет: «Бог мой».
(пер. Л. Е. Когана)
В апокрифической книге Второй книге Ездры (4-я книга Ездры в Вульгате, ст. 8:41) содержится метафорический контекст: речь идет о сеянии добра и зла. В синоптических Евангелиях притча о сеятеле содержится в стихах Марк 4:2-8 (разъяснение притчи — Мк 4:14-20), Матф. 13:4-8, Лука 8:5-15.
3 Ἀκούετε° ἰδού ἐξῆλθεν ὁ σπείρων τοῦ σπεῖραι°
4 καὶ ἐγένετο ἐν τῷ σπείρειν ὃ μὲν ἔπεσεν παρὰ τὴν ὁδόν, καὶ ἦλθεν τὰ πετεινὰ καὶ κατέφαγεν αὐτό.
5 Καὶ ἄλλο ἔπεσεν ἐπὶ τὸ πετρῶδες ὅπου οὐκ εἶχεν γῆν πολλήν, καὶ εὐθὺς ἐξανέτειλεν διὰ τὸ μὴ ἔχειν βάθος γῆς°
6 καὶ ὅτε ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος ἐκαυματίσθη καὶ διὰ τὸ μὴ ἔχειν ῥίζαν ἐξηράνθη.
7 Καὶ ἄλλο ἔπεσεν εἰς τὰς ἀκάνθας, καὶ ἀνέβησαν αἱ ἄκανθαι καὶ συνέπνιξαν αὐτό, καὶ καρπὸν οὐκ ἔδωκεν.
8 Καὶ ἄλλα ἔπεσεν εἰς τὴν γῆν τὴν καλήν καὶ ἐδίδου καρπὸν ἀναβαίνοντα καὶ αὐξανόμενα καὶ ἔφερεν ἐν τριάκοντα καὶ ἐν ἑξήκοντα, καὶ ἐν ἑκατόν.
3 Вот послушайте. Вышел в поле сеятель.
4 Когда он сеял семена, то одно упало у дороги, прилетели птицы и склевали его.
5 Другое упало на камни, слегка прикрытые землей, и тотчас же проросло, потому что неглубоко ушло в землю.
6 Но когда взошло солнце и стало жечь, то росток, не имевший корней, засох.
7А третье упало среди колючек, колючки выросли и заглушили его, оно не дало плода.
8 А некоторые семена упали на хорошую землю стали приносить плоды. Проросли, поднялись, дали урожай — где тридцатикратный, где шестидесятикратный, где стократный!
(пер. М. Г. Селезнева)
Отрывок из встречи семинара «Евангелие от Марка», 3 апреля 2023 г.