Мир Библии
Слово недели

Слово недели: эфод

2023-09-25 12:07
Эфод#nbsp;— культовая принадлежность, природа которой не#nbsp;вполне ясна. Контексты употребления этого термина делятся условно на#nbsp;четыре типа.

В#nbsp;контекстах первого типа эфод#nbsp;— часть одеяния священника Бога Израиля. Наиболее подробно он#nbsp;описан в#nbsp;«Жреческом кодексе» (см.#nbsp;Исх 28; 29:5; 35:9.27; 39), согласно которому эфод делали из#nbsp;голубой, пурпурной, багряной пряжи и#nbsp;тонкого льна, украшали вытканным орнаментом, золотом и#nbsp;драгоценными камнями. Из#nbsp;Исх 28:28−30 следует, что частью эфода был нагрудник (ḥōšän), внутри которого находились принадлежности для гадания урим и туммим. Вероятно, эфод#nbsp;— это передник священника или предмет, который священник носит на#nbsp;груди.

В#nbsp;первой книги Царей cам эфод упоминается как средство для вопрошания Бога Израиля (23:6.9, 30:7), то#nbsp;есть гадания. В#nbsp;стихах 2:28, 14:3 эфод как атрибут священников употребляется с#nbsp;глаголом nāŝā(ˀ) ‘поднимать, нести', что снижает возможность трактовки этого термина как обозначения одежды (поскольку глагол nāŝā(ˀ) никогда не#nbsp;употребляется в#nbsp;значении «носить» об#nbsp;одежде). Скорее речь идет о#nbsp;предмете, который нужно носить в#nbsp;руках или повесив на#nbsp;шею/плечи. Негативные коннотации у эфода в#nbsp;этих пассажах отсутствуют.

В#nbsp;исторических книгах термин эфод имеет определение bād ‘льняной'. Такой эфод носит Самуил (1Цар 2:18: ḥāgūr ˀēpōd bād ‘опоясан льняным эфодом'), Давид (2Цар 6:14 = 1Пар 15:27: ḥāgūr ˀēpōd bādid.), а#nbsp;также священники Бога Израиля, которых Саул приказывает убить за#nbsp;помощь Давиду (1Цар 22:18: nōŝē(ˀ) ˀēpōd bād ‘кто носит льняной эфод').

Вытекающая из#nbsp;этих групп примеров трактовка эфода как особого вида одежды (точнее, связанного с#nbsp;одеждой аксессуара) согласуется с#nbsp;предполагаемой этимологией этого слова. Его связывают с#nbsp;аккадским epattu (‘роскошная одежда'), а#nbsp;также хеттским ipantu-, которое упоминается среди перечисления одежд и#nbsp;о#nbsp;котором говорится, что оно сделано из#nbsp;серебра или украшено серебром (Noonan 2019:58). Также термин ˀipd засвидетельствован в#nbsp;угаритских текстах: так, в#nbsp;KTU 1.5 i#nbsp;5 он, вероятно, обозначает одеяние бога Баалу.

К#nbsp;последней группе относятся пассажи, в#nbsp;которых трактовка эфода как вида одежды маловероятна. Исходя из#nbsp;контекста, исследователи предполагают, что в#nbsp;этих пассажах эфод обозначает некое изображение божества. Ключевыми здесь являются два пассажа из#nbsp;книги Судей. В#nbsp;Суд 8:24−27 Гидеон просит израильтян дать по#nbsp;одной золотой серьге из#nbsp;военной добычи, после чего из#nbsp;собранного золота делает эфод, следуя за#nbsp;которым весь народ стал «блудить» (wa-yyiznū kol-yiŝrāˀēl ˀaḥărāw šām). В#nbsp;Суд 17−18 содержится рассказ о#nbsp;том, как Миха устроил домашнее святилище с эфодом и терафим. Наконец, в#nbsp;Суд 18:14.17.18.20 tərāpīm и ˀēpōd выступают в#nbsp;одном перечне с#nbsp;обозначениями идолов (päsälи massēkā). Во#nbsp;всех этих пассажах изготовление эфода явно осуждается.

(Выдержка из#nbsp;комментария к#nbsp;третьей главе книги пророка Осии (Л. Е. Коган, М. М. Юровицкая))