Мир Библии
Слово недели

Слово недели: эфод

Эфод — культовая принадлежность, природа которой не вполне ясна. Контексты употребления этого термина делятся условно на четыре типа.

В контекстах первого типа эфод — часть одеяния священника Бога Израиля. Наиболее подробно он описан в «Жреческом кодексе» (см. Исх 28; 29:5; 35:9.27; 39), согласно которому эфод делали из голубой, пурпурной, багряной пряжи и тонкого льна, украшали вытканным орнаментом, золотом и драгоценными камнями. Из Исх 28:28−30 следует, что частью эфода был нагрудник (ḥōšän), внутри которого находились принадлежности для гадания урим и туммим. Вероятно, эфод — это передник священника или предмет, который священник носит на груди.

В первой книги Царей cам эфод упоминается как средство для вопрошания Бога Израиля (23:6.9, 30:7), то есть гадания. В стихах 2:28, 14:3 эфод как атрибут священников употребляется с глаголом nāŝā(ˀ) ‘поднимать, нести', что снижает возможность трактовки этого термина как обозначения одежды (поскольку глагол nāŝā(ˀ) никогда не употребляется в значении «носить» об одежде). Скорее речь идет о предмете, который нужно носить в руках или повесив на шею/плечи. Негативные коннотации у эфода в этих пассажах отсутствуют.

В исторических книгах термин эфод имеет определение bād ‘льняной'. Такой эфод носит Самуил (1Цар 2:18: ḥāgūr ˀēpōd bād ‘опоясан льняным эфодом'), Давид (2Цар 6:14 = 1Пар 15:27: ḥāgūr ˀēpōd bādid.), а также священники Бога Израиля, которых Саул приказывает убить за помощь Давиду (1Цар 22:18: nōŝē(ˀ) ˀēpōd bād ‘кто носит льняной эфод').

Вытекающая из этих групп примеров трактовка эфода как особого вида одежды (точнее, связанного с одеждой аксессуара) согласуется с предполагаемой этимологией этого слова. Его связывают с аккадским epattu (‘роскошная одежда'), а также хеттским ipantu-, которое упоминается среди перечисления одежд и о котором говорится, что оно сделано из серебра или украшено серебром (Noonan 2019:58). Также термин ˀipd засвидетельствован в угаритских текстах: так, в KTU 1.5 i 5 он, вероятно, обозначает одеяние бога Баалу.

К последней группе относятся пассажи, в которых трактовка эфода как вида одежды маловероятна. Исходя из контекста, исследователи предполагают, что в этих пассажах эфод обозначает некое изображение божества. Ключевыми здесь являются два пассажа из книги Судей. В Суд 8:24−27 Гидеон просит израильтян дать по одной золотой серьге из военной добычи, после чего из собранного золота делает эфод, следуя за которым весь народ стал «блудить» (wa-yyiznū kol-yiŝrāˀēl ˀaḥărāw šām). В Суд 17−18 содержится рассказ о том, как Миха устроил домашнее святилище с эфодом и терафим. Наконец, в Суд 18:14.17.18.20 tərāpīm и ˀēpōd выступают в одном перечне с обозначениями идолов (päsälи massēkā). Во всех этих пассажах изготовление эфода явно осуждается.

(Выдержка из комментария к третьей главе книги пророка Осии (Л. Е. Коган, М. М. Юровицкая))