Существует несколько теорий о том, кто такие нефилимы.
1. Следуя за переводом Септуагинты (LXX Быт 4:6 — οἱ γίγαντες; в ревизии Симмаха οἱ βίαιοι, ‘жестокие/неиствующие’), нефилимы часто понимаются как гиганты, люди высокого роста.
2. Энн Килмер [Kilmer : 1987] предлагает другую интерпретацию. Она замечает сходство между nəp̄ilim и аккадскими apkallu, полубожественными существами, также называемыми Семью мудрецами. Согласно месопотамским источникам, они являются творения бога Эа. Тем не менее, автор признает, что существуют лишь косвенные доказательства отдаленной связи между nəpilim и apkallu.
3. Наиболее правдоподобными кажутся теории, построенные на этимологии ha-nnəpilim от глагола npl ‘падать’.
a. Одна из теорий возводит nəpilim к слову nēpel выкидыш»: ср. Пс 58:9, Иов 3:16 и Еккл 6:3. Однако во всех этих случаях это слово используется для выражения несвоевременных родов, то есть о мертворожденных. Нефилимы, таким образом, только в метафорическом смысле могут быть названы «выкидышами»: «монстрами» или «деформированными людьми».
b. Очень часто встречается производное от глагола npl в его непосредственном значении (‘падать’). Слово «нефилимы» в этом случае можно перевести как «падшие». Ключевым текстом для такого истолкования является Иез. 32:27, где говорится о древних воинах (gibbōrīm), которые лежат распростертые, одетые в полное вооружение в царстве мертвых. Термин gibbōrīm связан здесь с причастием множественного числа от npl, что может быть связано с Быт 6:4. Тем не менее, Иез. 32:27 скорее вызывает общую картину павших могучих воинов в Шеоле, чем ссылается на конкретную группу «падших», которые предположительно являются нефилимами из времени до потопа. Возможно, что такое этимологическое объяснение также вдохновило легенду, характерную для псевдоэпиграфической литературы об ангелах, упавших с небес, и об их потомстве, гигантах, павших в бою.
Из историко-филологического комментария Д. Логинопуло «Книга Бытия 6:1−4. Сыны Божьи и дочери человеческие».
1. Следуя за переводом Септуагинты (LXX Быт 4:6 — οἱ γίγαντες; в ревизии Симмаха οἱ βίαιοι, ‘жестокие/неиствующие’), нефилимы часто понимаются как гиганты, люди высокого роста.
2. Энн Килмер [Kilmer : 1987] предлагает другую интерпретацию. Она замечает сходство между nəp̄ilim и аккадскими apkallu, полубожественными существами, также называемыми Семью мудрецами. Согласно месопотамским источникам, они являются творения бога Эа. Тем не менее, автор признает, что существуют лишь косвенные доказательства отдаленной связи между nəpilim и apkallu.
3. Наиболее правдоподобными кажутся теории, построенные на этимологии ha-nnəpilim от глагола npl ‘падать’.
a. Одна из теорий возводит nəpilim к слову nēpel выкидыш»: ср. Пс 58:9, Иов 3:16 и Еккл 6:3. Однако во всех этих случаях это слово используется для выражения несвоевременных родов, то есть о мертворожденных. Нефилимы, таким образом, только в метафорическом смысле могут быть названы «выкидышами»: «монстрами» или «деформированными людьми».
b. Очень часто встречается производное от глагола npl в его непосредственном значении (‘падать’). Слово «нефилимы» в этом случае можно перевести как «падшие». Ключевым текстом для такого истолкования является Иез. 32:27, где говорится о древних воинах (gibbōrīm), которые лежат распростертые, одетые в полное вооружение в царстве мертвых. Термин gibbōrīm связан здесь с причастием множественного числа от npl, что может быть связано с Быт 6:4. Тем не менее, Иез. 32:27 скорее вызывает общую картину павших могучих воинов в Шеоле, чем ссылается на конкретную группу «падших», которые предположительно являются нефилимами из времени до потопа. Возможно, что такое этимологическое объяснение также вдохновило легенду, характерную для псевдоэпиграфической литературы об ангелах, упавших с небес, и об их потомстве, гигантах, павших в бою.
Из историко-филологического комментария Д. Логинопуло «Книга Бытия 6:1−4. Сыны Божьи и дочери человеческие».