Начало шестой главы Евангелия построено на контрасте — перикопа 6:1-6a, в которой повествуется о непринятии проповеди Иисуса в Назарете, противопоставлена перикопе 6:6b-13, где описаны успехи учеников в проповеди и исцелениях:
12 Καὶ ἐξελθόντες ἐκήρυσσον ἵνα μετανοήσωσιν°
Они отправились в путь, проповедуя покаяние,
13 καὶ δαιμόνια πολλὰ ἐξέβαλλον, καὶ ἤλειφον ἐλαίῳ πολλοὺς ἀρρώστους καὶ ἐθεράπευον.
изгнали многих бесов, и многих больных помазали оливковым маслом — и те выздоравливали.
(Здесь и далее пер. М. Г. Селезнева)
По мнению Джоэля Маркуса, этот контраст можно рассматривать как предвосхищение главного посыла Евангелий — даже при неспособности Иисуса проповедовать успешно или проповедовать вообще, распространение его учения продолжается.
Именно в шестой главе ученики впервые предстают как полноправные представители Иисуса, «репрезентанты» его проповеди — например, им становятся подвластны нечистые духи. Власть над изгнанием бесов впервые упоминается в первой главе (Мк 1:27), и обладает ей на тот момент исключительно Иисус, а возможность передачи «искусства» изгнания духов ученикам упоминается уже в Мк 3:14-15:
14 Καὶ ἐποίησεν δώδεκα [οὓς καὶ ἀποστόλους ὠνόμασεν], ἵνα ὦσιν μετ᾽ αὐτοῦ, καὶ ἵνα ἀποστέλλῃ αὐτοὺς κηρύσσειν,
и Он назначил двенадцать человек (Он их назвал апостолами), для того, чтобы они были с Ним, и чтобы Он посылал их проповедовать
15 καὶ ἔχειν ἐξουσίαν ἐκβάλλειν τὰ δαιμόνια°
и иметь власть изгонять бесов.
(Дж. Маркус, М. М. Юровицкая, из обсуждения на семинаре «Евангелие от Марка», 12.10.23 г.)
12 Καὶ ἐξελθόντες ἐκήρυσσον ἵνα μετανοήσωσιν°
Они отправились в путь, проповедуя покаяние,
13 καὶ δαιμόνια πολλὰ ἐξέβαλλον, καὶ ἤλειφον ἐλαίῳ πολλοὺς ἀρρώστους καὶ ἐθεράπευον.
изгнали многих бесов, и многих больных помазали оливковым маслом — и те выздоравливали.
(Здесь и далее пер. М. Г. Селезнева)
По мнению Джоэля Маркуса, этот контраст можно рассматривать как предвосхищение главного посыла Евангелий — даже при неспособности Иисуса проповедовать успешно или проповедовать вообще, распространение его учения продолжается.
Именно в шестой главе ученики впервые предстают как полноправные представители Иисуса, «репрезентанты» его проповеди — например, им становятся подвластны нечистые духи. Власть над изгнанием бесов впервые упоминается в первой главе (Мк 1:27), и обладает ей на тот момент исключительно Иисус, а возможность передачи «искусства» изгнания духов ученикам упоминается уже в Мк 3:14-15:
14 Καὶ ἐποίησεν δώδεκα [οὓς καὶ ἀποστόλους ὠνόμασεν], ἵνα ὦσιν μετ᾽ αὐτοῦ, καὶ ἵνα ἀποστέλλῃ αὐτοὺς κηρύσσειν,
и Он назначил двенадцать человек (Он их назвал апостолами), для того, чтобы они были с Ним, и чтобы Он посылал их проповедовать
15 καὶ ἔχειν ἐξουσίαν ἐκβάλλειν τὰ δαιμόνια°
и иметь власть изгонять бесов.
(Дж. Маркус, М. М. Юровицкая, из обсуждения на семинаре «Евангелие от Марка», 12.10.23 г.)