В среду, 23 октября, профессор Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ Михаил Георгиевич Селезнев выступит с докладом «О становлении библейской ангелологии: ангел Рафаил и мир мертвых». Доклад пройдет в рамках семинара по истории понятий, проводимого Лабораторией исторической и культурной антропологии совместно с Институтом русского языка им. В.В. Виноградова.
Аннотация:
Двумя самыми ранними текстами, в которых фигурирует ангел Рафаил, являются 1-я книга Еноха и книга Товита. В обеих книгах образ и имя ангела связаны с двумя различными наборами ассоциаций. Один набор бросается в глаза для любого знающего еврейский язык — он возникает из-за фонетического сходства между именем Рафаил и глаголом rāfā' «исцелять» и подразумевает традиционную этимологию имени Рафаил: «Бог исцеляет». Другая, менее изученная, связывает Рафаила с царством мертвых и заставляет вспомнить слово, используемое в еврейской Библии и соседних культурах для обозначения духов мертвых (rĕfā'îm). В книге Товита Рафаил отплачивает добром за услуги, оказанные мертвым (и даже, как отмечают фольклористы, при сравнении сюжета книги с фольклорными параллелями, выступает как своего рода замена «благодарного мертвеца»). В книге Еноха этому соответствует связь ангела Рафаила с миром мертвых в 1Ен. 20-22, где Рафаил выступает как гид Еноха по миру мертвых (и даже, как пишет один исследователь, как «князь Ада»). В последующей еврейской традиции (не говоря уже про еще более позднюю христианскую) эти ассоциации были полностью (сознательно?) забыты, а ассоциации, связанные с глаголом rāfā' «исцелять», — напротив, легли в основу ряда легенд. Однако трудно сказать, какой набор ассоциаций сыграл более важную роль, при кристаллизации ранней иудейской ангелологии, в создании образа этого ангела и присвоении ему имени «Рафаил».
Начало доклада – 19.00.
Ссылка на zoom-конференцию:
https://us02web.zoom.us/j/87857114836?pwd=Z2xrdlYyUWd1OWZBT25IN1VxY2hmQT09
Идентификатор конференции: 878 5711 4836
Код доступа: 337928
Аннотация:
Двумя самыми ранними текстами, в которых фигурирует ангел Рафаил, являются 1-я книга Еноха и книга Товита. В обеих книгах образ и имя ангела связаны с двумя различными наборами ассоциаций. Один набор бросается в глаза для любого знающего еврейский язык — он возникает из-за фонетического сходства между именем Рафаил и глаголом rāfā' «исцелять» и подразумевает традиционную этимологию имени Рафаил: «Бог исцеляет». Другая, менее изученная, связывает Рафаила с царством мертвых и заставляет вспомнить слово, используемое в еврейской Библии и соседних культурах для обозначения духов мертвых (rĕfā'îm). В книге Товита Рафаил отплачивает добром за услуги, оказанные мертвым (и даже, как отмечают фольклористы, при сравнении сюжета книги с фольклорными параллелями, выступает как своего рода замена «благодарного мертвеца»). В книге Еноха этому соответствует связь ангела Рафаила с миром мертвых в 1Ен. 20-22, где Рафаил выступает как гид Еноха по миру мертвых (и даже, как пишет один исследователь, как «князь Ада»). В последующей еврейской традиции (не говоря уже про еще более позднюю христианскую) эти ассоциации были полностью (сознательно?) забыты, а ассоциации, связанные с глаголом rāfā' «исцелять», — напротив, легли в основу ряда легенд. Однако трудно сказать, какой набор ассоциаций сыграл более важную роль, при кристаллизации ранней иудейской ангелологии, в создании образа этого ангела и присвоении ему имени «Рафаил».
Начало доклада – 19.00.
Ссылка на zoom-конференцию:
https://us02web.zoom.us/j/87857114836?pwd=Z2xrdlYyUWd1OWZBT25IN1VxY2hmQT09
Идентификатор конференции: 878 5711 4836
Код доступа: 337928