Мир Библии
Библейские персонажи

Библейские персонажи: Авраам

АВРААМ (евр. אַבְרָהָם ʾaḇrāhām, греч. Ἀβραάμ; также Аврам, евр. אַבְרָם ʾaḇrām, греч. Ἀβράμ) — первый ветхозаветный патриарх.


Имя

Авраам, как и его жена Сарра, имеет в Ветхом Завете два имени. Переименование описывается в Быт 17:5 и является частью Завета, который Бог заключает с Авраамом; новое имя подчеркивает новый статус патриарха.

1. Первоначальное имя патриарха — Аврам ʾaḇrām — в библейском корпусе встречается только в Быт. 11:26−17:5, Неем. 9:7 и I Пар. 1:26; во всех остальных случаях употребляется вариант Авраам ʾaḇrāhām. Более никто из героев библейских повествований этих имен не носит.

Первый слог имени ʾaḇrām — это, несомненно, общесемитский элемент со значением «отец». Второй элемент принято связывать с западносемитским корнем rwm («быть возвышенным») либо, что менее убедительно, с акк. ra'âmu («любить») (Ta-Shma p. 281). Чаще всего имя трактуется как «отец [Бог] превознесен» (Clements p. 53), др. возможные варианты — «он любит Отца», «Отец любит [его]» (Sarna p. 358).

Однозначных внебиблейских параллелей этому имени не существует. В аккадских клинописных текстах 19-го века до н. э. встречается имя Abam-rāmā (Stamm 1968 p. 291−92). Abrm появляется в угаритском (KTU 4.352:2,4). В элефантинских папирусах встречается форма ʾbrm (Porten, Yardeni p. 197−198). Возможная параллель встречается также в египетском топониме p ḥqr brm «крепость brm», который упоминается в списке фараона Шешонка (Simons 1973).

2. Значение нового имени патриарха, Авраам aḇrāhām, раскрывается в библейском тексте: оно расшифровывается как «отец множества народов». Это народная этимология, однако, за ней может стоять древнееврейский когнат арабскому ruhâm, «многочисленный» (Ta-Shma p. 281).

По всей видимости, aḇrāhām представляет собой диалектный вариант имени aḇrām, образованный путем вставки h в слабую глагольную основу; это явление известно из арамейского и др. языков. (Ta-Shma p. 281, Millard).


В книге Бытия

О жизни Авраама рассказывается в 11−25 главах книги Бытия. Это не единое непрерывное повествование, а цикл отдельных рассказов.

Аврам был сыном Фарры, братом Нахора и Арана. Он женился на Саре, которая оказалась бесплодна. Согласно Быт 20:12, Сара была сестрой Авраама по отцу (таким образом, ее отец — Фарра), однако в Быт 11:31 она названа просто невесткой Фарры. Такого рода противоречия, а также дублеты — повторяющиеся мотивы — нередко встречаются в Пятикнижии, главным образом в книге Бытия. В основе объяснения этих явлений современной наукой лежит т.н. документарная гипотеза. В своем классическом виде она была сформулирована Ю. Велльгаузеном [Велльгаузен 2017]. Документарная гипотеза предполагает, что в основе Пятикнижия лежат четыре независимых литературных источника. В книге Бытия выделяют три основных источника: яхвист, элохист и жреческий кодекс. Возникновение дублетов и противоречий объясняется тем, что один и тот же мотив в несколько разном виде мог быть отражен сразу в нескольких источниках.

В рамках гипотезы Велльгаузена Быт 20:12 обычно связывают с элохистом, а Быт 11:31 — с жреческим кодексом [Collins 2014, 85] (подробнее об источниках см. [Велльгаузен 2017, 5−11]).

Вместе с женой, отцом и племянником Лотом (сыном Харана) Аврам переселяется из Ура Халдейского в Харран (11:31).

После смерти Тераха Бог обращается к Авраму, призывая его оставить родных и идти в землю, которую Он укажет; за это Бог обещает благословить Аврама произвести от него великий народ (12:1−3). Аврам с женой и Лотом отправляется Ханаан. У дубравы Море близ Сихема Господь вновь является Аврааму и вновь обещает отдать эту землю его потомкам.

Голод, начавшийся в Ханаане, вынуждает Аврама отправиться в Египет. Боясь, что его убьют за красивую жену, патриарх велит Саре выдавать себя за его сестру. Заметив красоту Сарры, придворные фараона забирают ее во дворец. Аврам был был щедро вознагражден за свою «сестру». Однако, когда фараона постигают многочисленные несчастья, египетский правитель понимает, кем на самом деле была Сара, и что беды, его постигшие — это наказание за то, что он взял чужую жену. Он немедленно возвращает ее Авраму, но приказывает супругам покинуть его владения (12:8−20).

Дублет этого рассказа содержится в Быт. 20: Аврам также, приходя в чужую землю, выдает Сару за свою сестру, боясь, что его могут убить ради красивой жены. Вторая история, однако, разворачивается в Гераре. Сара в сходных обстоятельствах попадает к филистимскому царю Авимелеху. Бог во сне предупреждает Авимелеха, что его ожидает наказание за то, что тот взял чужую жену; после этого сна царь возвращает Сару ее законному супругу и отпускает их. В рамках документарной гипотезы Велльгаузена первый рассказ связывают с яхвистом, а второй — с элохистом.

Еще одна история с мотивом жены-сестры появляется в повествовании об Исааке и Ревекке (Быт. 26); действие, как и в Быт. 20, происходит в Гераре. Автором считается яхвист. Сходство между тремя нарративами объясняется существованием такого сюжета в устной традиции, где вокруг него могли строиться похожие истории с разными персонажами и обстоятельствами [Collins 2014, 95]. Спейсер [Speiser 1964, 151] предполагает, что яхвисту были известны две такие истории: в одной фигурировали Аврам-Сара-Фараон-Египет, а в другой — Исаак-Ревекка-Авимелех-Герар. У элохиста они смешиваются в одну: Аврам-Сара-Авимелех-Герар.

После того, как фараон высылает Авраама из Египта, он с семейством возвращается в Вефиль. Поскольку и Аврам, и Лот сильно разбогатели в Египте, нажили множество рабов и скота, жить вместе им становится тесно, и они решают разойтись: Лот уходит на восток в Иорданскую долину и селится рядом с Содомом, а Авраам селится в Ханаане (13:1−12).

Согласно Быт 14 (история, не имеющая подтверждений и параллелей в других библейских или внебиблейских текстах) цари Содома и Гоморры, Бера и Бирша, а также цари еще трех городов, Адмы, Цевоима и Белы (Сигора), 12 лет находились под игом Кедорлаомера, правителя Элама. Быт 14 повествует, как цари этих пяти городов собирают свои войска в долине Сиддим и восстают против Элама. На следующий год Кедорлаомер с союзниками жестко подавляет восстание; объединившиеся цари терпят поражение, Содом и Гоморра разорены, а их жители — все, включая Лота, — уведены в плен. Аврам, узнав о произошедшем, собирает людей и отправляется в погоню. Он разбивает войска Кедорлаомера, забирает украденное имущество и отбивает Лота и других пленников.

Согласно Быт 14:18, по возвращении Аврама к нему навстречу выходит царь Содома. В следующем стихе вместо него неожиданно появляется вышедший с дарами навстречу Аврааму «Мелхиседек, царь Салимский» (Салим традиционно отождествляется с Иерусалимом; см. Пс. 75:3). Вероятно, такая путаница возникла в результате объединения нескольких традиций (см. [Westermann 189−190]).

Мелхиседек благословляет Аврама, а тот отдает ему десятую часть своей добычи.

Освободительный поход Аврама в Быт 14:12−24 во многом напоминает нарративы об освобождении в книге Судей; существует точка зрения, что предание из Быт. 14:12−24 оформилось в тех же кругах, что и предания о судьях [Westermann p. 203].

В 15 главе описывается заключение завета (договора) между Богом и Аврамом. Бог обещает бездетному Авраму наследника и бесчисленных потомков, которым Он отдаст землю «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата».

Отчаявшись забеременеть, Сара отдает мужу в наложницы свою служанку Агарь, надеясь «иметь детей от нее» (предполагается, таким образом, что дети Агари должны некоторым образом считаться детьми Сары; Быт 16:2). Агарь рождает Авраму, которому было уже 86 лет, сына Измаила. Этот же мотив представлен в Быт 30:1−8: Рахиль, которая не может иметь детей, отдает Иакову свою служанку Валлу со словами «пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее». Принятие ребенка на колени — жест усыновления (Ср. Быт 48:5, 12).

Еще один рассказ о заключении договора (Завета) между Богом и Аврамом содержится в 17 главе. Его принято связывать с жреческим кодексом (в отличие от параллельного рассказа в 15 главе, который относят к яхвисту). Бог обещает, что будет покровительствовать Авраму и его потомкам; род Аврама будет многочисленным, а Ханаан перейдет в его владение. Бог предсказывает также рождение у Сары сына Исаака, который станет преемником Завета. Именно в этот момент Аврам и Сара получают новые имена и становятся Авраамом и Саррой.

Этот текст содержит этиологию заповеди об обрезании: согласно Быт. 17:10−14, в знак договора сам Авраам и его потомки должны обрезать крайнюю плоть.

В тот же день Авраам совершает обрезание себе, своему сыну Измаилу и всем мужчинам, принадлежавшим к его дому (17:23−17).

Быт 18−19 повествует о божественном суде над Содомом и Гоморрой. Бог является Аврааму у дубравы Мамре в виде трех мужей; Авраам принимает их у себя, путники повторяют обещание о сыне. Бог предупреждает Авраама, что Содом и Гоморра будут уничтожены за грехи их жителей. Авраам убеждает Его помиловать города ради живущих в них праведников, если тех найдется хотя бы десять (Быт. 18:20−33). Однако после инцидента с семьей Лота (Быт 19:1−13), Бог разрушает города.

Возможно, рассказ о разрушении Содома и Гоморры изначально представлял собой независимую традицию, которая которая лишь впоследствии была объединена с традицией об Аврааме [Westermann p. 299; ABD p. 100].

После уничтожения Содома и Гоморры Авраам возвращается на юг, в Негев, и поселяется в Гераре, где разворачивается еще одна история с женой-сестрой (20:1−18). Авимелех, царь Герара, щедро одаривает Авраама (как восстановление чести Сарры) и позволяет ему поселиться в своих владениях.

Вскоре Бог исполняет свое обещание: Сарра беременеет и рождает сына Исаака. На восьмой день Авраам, которому уже исполнилось 100 лет, обрезает наследника (21:1−7).

Еще один пример переплетения разных источников внутри библейского повествования об Аврааме— две схожие истории о взаимоотношениях Сарры и Агари: Быт 16 и Быт 21. Согласно первой, источником которой считается яхвист [Collins 2014, 96−97], Агарь, забеременев, начинает презирать свою госпожу. Авраам позволяет Сарре делать с наложницей все, что угодно; беременная Агарь, не выдержав притеснений хозяйки, убегает в пустыню. Там Агари является ангел, который убеждает ее вернуться к Саре и покориться ей. Быт 21 (элохист) помещает конфликт Сары и Агари в более поздний контекст: он происходит уже после рождения Измаила и Исаака (которого Сарра рождает, будучи девяностолетней). Сарра не может смириться с тем, что положение ее сына и сына рабыни одинаково, и настаивает на том, чтобы Авраам выгнал Агарь и Измаила. Авраама очень расстраивает требование Сарры, однако Бог велит ему слушаться жену и обещает, что Он позаботится об изгнанниках. Агари и Измаилу приходится покинуть дом Авраама навсегда.

21 глава содержит также рассказ о том, как Авраам заключил договор с Авимелехом: царь утверждает право Авраама на колодец, который у него отняли люди Авимелеха, а Авраам клянется царю, что не предаст его (21:22−32). Похожая история, — конфликт с жителями Герара из-за колодцев и договор с Авимелехом — происходит с Исааком и описывается в Быт 26:13−33. Принято считать, что два этих рассказа являются дублетами и восходят к разным источникам (Speiser 203).

В 22 главе рассказывается о том, как Бог решает испытать веру Авраама, приказав ему принести в жертву Исаака, любимого сына. Авраам повинуется и отправляется с Исааком в указанное Богом место -на гору в земле Мориа, где строит жертвенник. Уже занесшего нож над сыном Авраама останавливает ангел: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Вместо Исаака Авраам приносит в жертву барана, который оказывается неподалеку. Удостоверившись в верности Авраама, Бог в последний раз благословляет его и повторяет обещание о многочисленном потомстве.

23 глава повествует о смерти Сарры; она умирает возрасте 127 лет «в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской». Авраам хоронит супругу в пещере Махпела, которую покупает у Ефрона Хеттеянина, одного из местных жителей. Позже в этой же пещере были похоронены сам Авраам, Исаак и Иаков, а также Ревекка и Лия.

Вскоре после смерти Сарры Авраам решает женить Исаака. Не желая, чтобы женой его сына стала местная ханаанеянка, Авраам отправляет раба на свою родину в Месопотамию, чтобы тот выбрал Исааку невесту из их племени. Тот приводит Ревекку (24:1−67).

Согласно Быт 25:1, Авраам женится вновь: его супругой становится женщина по имени Хеттура. Она рождает ему шестерых сыновей (25:2). Однако все наследство Авраама переходит к сыну Ревекки, Исааку (25:5)

О смерти Авраама рассказывается в Быт. 25:7−10: он прожил 175 лет и умер «в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью». Сыновья хоронят его в Пещере Махпела, где была погребена Сарра.


Историчность

На основании внутрибиблейской хронологии жизнь Авраама можно было бы отнести примерно к началу 2 тыс. до н.э. Однако в истории Авраама, равно как и в историях других патриархов, практически отсутствуют ссылки на какие-либо исторические события, известные из других источников, на основании которых их можно было бы датировать.

Поскольку в начале-середине 20-го века было принято считать, что истории о патриархах имеют по крайней мере некоторую историческую основу, учеными предпринимались многочисленные попытки увидеть в этих библейских нарративах отражение различных социальных и политических процессов 2 тыс. до н.э., либо провести параллели с различными реалиями той эпохи, известными из археологических данных. Ни одна из таких гипотез, однако, не получила поддержки. Сегодня большинство исследователей постулируют легендарный характер историй о патриархах и отказываются видеть в них описание реальных событий и людей. Считается, что эти рассказы основаны на различных устных традициях, которые были объединены, чтобы сформировать генеалогию предков Израиля. Свой нынешний вид они обрели уже в 1 тыс. до н.э. (подробнее см. Collins 85−91).


В др. библейских книгах

Во многих ветхозаветных книгах Авраам упоминается как первый человек, с которым Бог заключает Завет (Ис. 51:2, Иезек. 33:24) и первый из ветхозаветных патриархов, предок израильского народа (Ис. 41:8, 2 Пар. 20:7, Пс. 104:6). В подавляющем большинстве случаев в этих контекстах он упоминается в одном ряду с Исааком и Иаковом (Исх. 2:24, Лев. 26:42; Числ. 32:11; Втор. 1:8; Иер. 33:26). Бог Израиля нередко называется Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6, 3 Цар. 18:36, 2 Пар. 30:6). Отсылки к событиям из жизни Авраама содержатся в основном в книге Бытия (26:1; 35:27; 49:31; но также Нав. 24:2−3; 1 Пар. 1:26; Неем. 9:7) В межзаветной литературе Авраам вспоминается как образец веры и покорности Богу (Сир. 44:19−21, 1 Макк. 2:52, 4 Макк. 16:20, Юб. 6:19).

В книгах Нового Завета Авраам — наиболее часто упоминающийся персонаж Ветхого Завета наряду с Моисеем (напр., Мф. 8:11, Лк. 1:73, 3:34, Деян. 7:2−8, 16−17). Родословная Иисуса Христа в Евангелии от Матфея начинается именно с Авраама (Мф. 1:1−2), тем самым подчеркивается, что обетования, данные Аврааму («…и благословятся в семени твоем все народы земли…», Быт 22:18), исполняются в Иисусе Христе (Деян. 3. 25).

Бог также называется Богом Авраама, Исаака и Иакова (Мк. 12:26, Деян. 3:13, 7:32), а иудеи — потомками (семенем) Авраама (Деян. 13:26, Рим. 11:1, 2 Кор. 11:22). Однако подчеркивается, что принадлежность к семени Авраама по плоти не является достаточным условием для спасения (Ин. 8. 33; Мф. 3. 9; Лк. 3. 8)

В Рим. 4 ап. Павел приводит Авраама как свидетельство того, что спастись через веру могут и язычники, поскольку еще необрезанный Авраам был оправдан благодаря своей вере (см. Рим. 4:9−15). В Послании к Галатам (Гал. 3) Павел говорит о том, что благословение Авраама распространяется на язычников через Иисуса Христа (3:14); истинное семя Авраама — его наследники не по плоти, а по обетованию, т. е. по вере (3:29, также Рим. 9. 7−9; Гал. 4. 22−31). Обетование Авраама, т. е. вера, ставится выше Закона Моисея (Гал. 3. 17−18, ср. Рим. 4:11−17). В Послании Иакова, полемизируя с Павлом, на примере Авраама, согласившегося принести в жертву единственного сына, показывается, что «человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2:21−24).


Литература

Велльгаузен, Ю. 2017. Введение в историю Израиля. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»

Clements. אַבְרָהָם // Theological Dictionary of the Old Testament p. 52−58

Collins, J. J. 2014. Introduction to the Hebrew Bible, Second Edition. Minneapolis: FortressPress

Gordon, C. H. 1965. Ugaritic Textbook, pp. 286, 348, text 2095, line 4

Millard, A. R. 1992. Abraham // Anchor Bible Dictionary

Sarna N. M. 1989. The JPS Torah Commentary: Genesis. Philadelphia, PA: Jewish Publication Society.

Simons. Handbook of Egyptian Topographical Lists [Leiden 1973] XXXIV:71−72

Speiser, E. A. 1964. The Anchor Bible: Genesis. N. Y.: Doubleday

Stamm, J. J. 1968. Die Akkadische Namengebung

Ta-Shma, I. M. 2007. Abraham. // Encyclopedia Judaica, vol. 1, P. 280−284

KTU = Dietrich, M. et al. (eds). 2013. Keilalphabetische Texte aus Ugarit. Münster: Ugarit-Verlag.


А. А. Луппова