Мир Библии

Пророки. Лекция 2: Библейские пророки, ч. 1

К. А. Битнер

Канд. истор. наук, ст. научный сотрудник

ИЛИ РАН, преподаватель НИУ ВШЭ


В настоящей лекции мы постараемся показать, в чем состояла специфика древнеизраильского пророчества, каким был социальный статус пророков в древнем Израиле, а также рассказать о том, в каких библейских книгах содержатся описания деятельности пророков, и приводятся их речения.

Пророки. Фрагмент пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Конец XV в.


Дивинация в древнем Израиле

Ранее мы говорили о том, что, по мнению многих современных ученых, пророчество является одним из способов дивинации, отличающимся тем, что дивинатор получал откровения от божества, впадая в состояние экстаза, и не прибегал к использованию специальных подручных средств.

Необходимо отметить, что в древнем Израиле было распространено не только пророчество, но и другие, «технические», типы дивинации. В частности, в тексте книги Второзакония 18:9—22 перечисляются некоторые дивинационные практики (точное значение многих терминов, к сожалению, не известно), которые включают в себя некромантию, то есть вызывание духов умерших (Втор 18:9—14; см. также Лев 20:27). Эти практики в данном тексте осуждаются и противопоставляются пророчеству. Подробное описание вызывания духа Самуила волшебницей из Аэндора можно найти в 1 Цар гл. 28.

Однако будет ошибкой сказать, что законы Пятикнижия запрещали любые типы дивинации, кроме пророчества. В частности, всегда оставалась легальной практика узнавать волю Бога посредством бросания жребия. «В пóлу бросается жребий, но все решение его – от Господа», -- говорится в книге Притч (Пр 16:33 СП). Согласно текстам Пятикнижия и Иисуса Навина, раздел Земли обетованной между коленами и племенами сынов Израилевых должен был происходить по жребию (Числ 26:55—56; 33:54; Нав гл. 14—19, 21 и др.). Согласно текстам 1 Пар гл. 24—26, по жребию устанавливались обязанности священников и левитов при храме. Отметим, что и в Новом Завете есть пример того, как ранняя церковь прибегала к бросанию жребия с целью узнать волю Бога: после предательства и гибели Иуды двенадцатым апостолов был избран Матфий, на которого пал жребий (Деян 1:23—26).

Особенными жреческими способами дивинации были нагрудник первосвященника и так называемые Урим и Туммим, функционировавшие, по всей видимости, также по принципу жребия (Исх 28:15-30; Лев. 8:8; Числ 27:21; 1 Цар 28:6 и др. [Guillaume. 2013. P. 101—117]). Вероятно, именно при помощи Урима и Туммима, согласно Нав гл. 7, Ахан был определен в качестве виновника бедствия, постигшего Израиль, а Саул, согласно 1 Цар гл. 10, был избран царем Израиля.

Также в библейских текстах есть указания и на то, что средством дивинации служил ковчег завета (Числ 10:33; Нав 3:4; 1 Цар 14:18).

[О дивинации в Библии см.: Cryer. 1994; Nigosian. 2008; Hamori. 2015].


Терминология

Главным источником сведений о пророках древнего Израиля являются тексты еврейской Библии. В них для обозначения экстатиков использовались следующие лексемы:

1) нави (мн. ч. невиˀим)– точное значение не известно, вероятно, «призванный (Богом)» или «возвещающий» [HALOT. P. 661—662]; от этого существительного происходят глагольные форма нибба и хитнаббэ, обладающие значением «пророчествовать, быть в экстазе / исступлении»,

2) роˀэ «видящий», то есть «визионер, провидец»,

3) хозе «видящий», то есть «визионер, провидец»,

4) ˀиш ˀэлохим «человек божий».

По подсчетам, предпринятым раввинами в Вавилонском Талмуде (Мегилла 14а), в Израиле пророчествовало сорок восемь пророков и семь пророчиц. При этом пророчицы перечисляются по имени: Сара, Мирьям (Марьям), Девора, Анна, Авигаиль (Авигея), Хулда и Эсфирь. Там же приводится и другое мнение, согласно которому пророков было больше, чем сорок восемь.


Внебиблейские свидетельства

Помимо Библии, пророки упоминаются в письмах на остраконах из иудейского города Лахиша (Телль эль-Дувейр), обнаруженных во время раскопок в 1938 г. Данные письма были написаны в начале VI в. до Р. Х. в период войны с вавилонянами незадолго до 586 г, когда Лахиш был взят, и представляют собой военную переписку. В трех из них были упомянуты пророки (нави). Их тексты, однако, имеют фрагментарный характер, так что нам практически ничего об этих пророках не известно [см. Renz, Röllig. 1995. S. 412—419, 425—427, 433—434; Rüterswörden. 2001. S. 179–192].


Раздел «Пророки» в каноне Еврейской Библии

Большинство текстов, в которых идет речь о пророках, собрано в разделе иудейского канона Священного Писания (ТаНаХ), называемом «Пророки» (древнеевр. Невиˀим). Он располагается после Пятикнижия (Торы) и перед разделом «Писания» (древнеевр. Кетувим).
В свою очередь, этот раздел состоит из двух подразделов:

а) «Ранние (иначе «Первые») пророки» (древнеевр. Невиˀим ришоним),

б) «Поздние (иначе «Последние») пророки» (древнеевр. Невиˀим ˀахароним).

В состав «Ранних пророков» входят историографические сочинения, описывающие историю Израиля, начиная со вступления израильтян в Землю обетованную и заканчивая событиями Вавилонского плена: книги Иисуса (Навина) (древнеевр. Йехошуаˁ), Судей (древнеевр. Шофетим), Самуила (древнеевр. Шемуˀэль, соответствует 1—2 Цар в СП) и Царей (древнеевр. Мелахим, соответствует 3—4 Цар в СП). Начиная с позднего Средневековья, видимо, под христианским влиянием, книги Самуила и Царей стали делить на две части: Шемуˀэль ˀалеф (=1 Цар) и Шемуˀэль бет (= 2 Цар), Мелахим ˀалеф (= 3 Цар) иМелахим бет (= 4 Цар). Эти книги были включены в состав раздела «Пророки», видимо, в связи с тем, что их авторство иудейская традиция приписывала пророкам. Согласно Вавилонскому Талмуду (Бава Батра 14b—15a), книгу Иисуса Навина написал сам Иисус (окончание дописано его сыном Елеазаром), книги Судей и Самуила – Самуил (часть книги Самуила дописали пророки Гад и Нафан), книгу Царей – Иеремия. В этих книгах содержится, в числе прочего, множество рассказов о пророках допленного периода, большинство из которых не оставило после себя сочинений.

В состав «Поздних пророков» входят сочинения, авторство которых приписывается пророкам, жившим в VIII–VI / V вв. до Р. Х.: книги Исайи (древнеевр. Йешаˁяху), Иеремии (древнеевр. Йирмеяху), Иезеииля (древнеевр. Йехезкель) и «Двенадцати» (древнеевр. Шнем ˁасар, арам. Тре ˁасар). Последняя книга, состоит, в свою очередь, из 12 книг меньшего объема: 1) Осия (древнеевр. Хошеаˁ), 2) Иоиль (древнееевр. Йоˀэль), 3) Амос (древнеевр. ˁАмос), 4) Авдий (древнеевр. ˁОвадья), 5) Иона (древнеевр. Йона), 6) Михей (древнеевр. Миха), 7) Наум (древнеевр. Нахум), 8) Аввакум (древнеевр. Хаваккук), 9) Софония (древнеевр. Цефанья), 10) Аггей (древнеевр. Хаггай), 11) Захария (древнеевр. Зехарья), 12) Малахия (древнеевр. Мальˀахи). Эти двенадцать книг принято называть «Малыми пророками». Данное выражение является калькой с латинского prophetae minores. Подобное обозначение 12-ти пророческих книг было распространено в латинской церкви, начиная с IV–V вв. н. э. Впервые оно засвидетельствовано у Августина Гиппонского, который поясняет, что «малыми» эти пророки называются по причине того, что их сочинения отличаются краткостью (...quia sermones eorum sunt breves) по сравнению с сочинениями великих (maiores) пророков, к которым он причисляет Исайю, Иеремию, Иезекииля и Даниила (О граде Божием 18. 29).
Стандартный порядок книг раздела «Пророки» сохраняется во всех рукописях и изданиях масоретского текста Библии. Однако в иудейской раввинистической традиции сохранились свидетельства и об иной их последовательности. Согласно Вавилонскому Талмуду (Бава Батра 14b), пророческие книги должны располагаться в следующем порядке: Иисус Навин, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иезекииль, Исайя, Двенадцать (малых пророков).

Деление пророческих книг на «ранних» и «поздних» пророков возникло в иудаизме, видимо, в Средние века уже после написания Талмуда, поскольку в Мишне и в Вавилонском Талмуде «ранними (или «первыми)» (древнеевр. ришоним) названы допленные пророки (Мишна. Сота. 9. 12; Таанит. 4. 2) или же Давид, Самуил и Соломон (Вавилонский Талмуд. Сота. 48b), а «поздними»(древнеевр. ˀахароним) – послепленные пророки Аггей, Захария и Малахия (Тосефта. Сота. 13. 3; Вавилонский Талмуд. Сота. 48b).

В рукописях и изданиях греческого перевода Священного Писания (LXX) библейские книги сгруппированы по тематическому принципу. Поэтому в LXX к числу пророческих отнесены лишь книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и 12-ти «малых пророков» вместе с книгами Даниила (с неканоническими дополнениями «Сусанна и старцы» и «Вил и дракон») и Плача Иеремии, расположенными в иудейском каноне в разделе «Писания», а также с неканоническими Посланием Иеремии и книгой Варуха. В LXX книги Иисуса Навина, Судей, 1—4 Царств входят в группу исторических, а не пророческих книг. Между рукописями LXXсуществует различие в расположении и порядке пророческих книг. В Ватиканском кодексе и большинстве более поздних рукописей LXX пророческие книги помещены в конце ветхозаветного корпуса, тогда как в Синайском и Александийском кодексах они расположены после исторических, но перед учительными книгами. При этом в Ватиканском и Александрийском кодексах пророческие книги стоят в следующем порядке: Малые пророки, Исайя, Иеремия, Варух, Плач, Послание Иеремии, Иезекииль, Даниил. Однако в Синайском кодексе книги малых пророков расположены после других пророческих книг, а не перед ними. Порядок книг малых пророков в LXX также отличается от масоретского. В большинстве рукописей они стоят в следующей очередности: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Иона, Наум, Аввакума, Софония, Аггей, Захария, Малахия.

В изданиях синодального перевода Библии на русский язык пророческие книги расположены в конце корпуса Ветхого Завета после учительных книг, но перед (в изданиях Библии, включающих неканонические книги) тремя Маккавейскими книгами и 3-й книгой Ездры. Их порядок в СП следующий: Исайя, Иеремия, Плач, (Послание Иеремии, Варух - неканонические), Иезекииль, Даниил, малые пророки (в той же последовательности, что и в МТ). Таким образом, в СП мы видим некоторый компромисс между МТ и греческой традицией.
Среди ученых нет единой точки зрения на время создания иудейского канона пророческих книг [см.: Lange. 2016. P. 36—48]. По мнению многих исследователей XIX—XXвв., процесс их канонизации происходил после канонизации Пятикнижия, но прежде того, как были канонизированы книги, относящиеся к разделу «Писания» (гипотеза о трехэтапном формировании канона), а именно, в конце III в. до н. э. Данная гипотеза объясняет, в частности, причину, по которой книга Даниила вошла в раздел «Писания», а не «Пророки»[cм., например: Ryle. 1892; Wildeboer. 1895]. Согласно другой точке зрения, иудейский канон всех библейских книг, в том числе, пророческих, был закрыт во время реформ Иуды Маккавея после 164 г. до н. э. (см. 2 Макк 2:14: «Подобным образом и Иуда затерянное (т. е. Писание), по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас») [cм.: Leiman. 1976. P. 51—124; Beckwith. 1988. P. 39—87; van der Kooij. 1998. P. 17—40]. По мнению Армина Ланге, иудейский канон был создан при иерусалимском храме во время правления Ирода Великого [Lange. 2016. P. 36—48]. Многие ученые конца XX—XXI вв. полагают, что среди различных групп в конце эпохи Второго храма существовали различные представления о каноне. В частности, Тимоти Лим [Lim. 2013. P. 179] предположил, что в конце I в. н. э. фарисейский канон стал общим каноном раввинистического иудаизма, поскольку большинство участников собора в Ямнии / Явне были фарисеями.


Пророки в «Ранних пророках»

В книге Судей (Суд гл. 4) рассказывается о том, как судьей Израиля была пророчица Девора, жена Лаппидофова. Она изрекла пророчество, согласно которому Вараку надлежит сразиться с ханаанейским военачальником Сисарой, и предрекла ему победу (Суд 4:6—9). Девора сопровождала Варака в походе и указала ему время сражения (Суд 4:14). В гл. 5 приведена победная песнь Деворы и Варака. В главе 6-й рассказывается еще об одном безымянном пророке, который был послан Господом к сынам Израилевым после того, как они «возопили к Господу», страдая от нашествия мадианитян. Он обличал их в отступлении от Господа и в служении аморрейским богам (Суд 6:8—10).

Одним из главных героев 1-й книги Царств является пророк Самуил (древнеевр. Шемуˀэль). В главе 1 рассказывается о его рождении, которое явилось ответом Бога на молитву его матери Анны, и о посвящении его родителями для служения Яхве в святилище в Силоме. В главе 3-й описывается призвание его Господом в качестве пророка. Первое откровение, полученное им, касается судьбы жреца Эли и его рода, которым суждено погибнуть (1 Цар 3:11—14). Согласно 1 Цар 4:1, по слову Самуила Израиль выступил на войну с филистимлянами, в результате которой потерпел поражение. В 1 Цар 7 гл. описывается новая война с филистимлянами. Повинуясь Самуилу, израильтяне обращаются к Господу и отвергают чужих богов. Самуил молится Яхве и совершает жертвоприношение, вследствие чего Израиль побеждает своих недругов. В гл. 8—12 описывается введение Господом посредством Самуила института монархии и помазание Самуилом Саула в цари. В гл. 15 он поручает Саулу сразиться с амалекитянами. Дважды (1 Цар 13:13—14; 15:22--29) Самуил обличает Саула в непокорности и предсказывает гибель его династии. В 1 Цар 16:1—13 описано помазание Самуилом нового царя, Давида. В 1 Цар 19:20—24 еще раз упоминается Самуил, который возглавляет собрание пророков в Раме, находящихся в исступлении. В 1 Цар 28 гл. сообщается о смерти Самуила и о попытке Саула вызвать его дух. Являясь Саулу, дух Самуила предсказывает ему поражение в битве и гибель (1 Цар 28:15—19). Помимо Самуила, в 1 книге Царств говорится и о других пророках. В 1 Цар 2:27--37 приводится пророчество некоего «человека Божия», адресованное священнику Эли. В нем предсказывается гибель дома Эли и основание новой жреческой династии. Кроме того, дважды рассказывается о собраниях (сонмах) пророков, находящихся в исступлении (1 Цар 10:5—13; 19:20—24), и о встречах с ними царя Саула, который вместе с ними пророчествовал. О Сауле сказано, что он «пророчествовал» (древнеевр. ваййитнаббе, в СП переведено как «бесновался»), то есть находился в исступлении, и тогда, когда его посещал «злой дух от Бога» (1 Цар 18:10).

Во 2-й книге Царств рассказывается о нескольких пророчествах, которые имели отношение к царю Давиду и были высказаны его придворными пророками. В 2 Цар 7:1—17 пророк Нафан (древнеевр. Натан) предсказывает строительство храма потомком Давида и вечность его династии. В 2 Цар 12:1—26 тот же Нафан обличает Давида в прелюбодеянии и убийстве Урии и предсказывает смерть его сына, родившегося от Вирсавии, а также нарекает имя его последующему сыну, Соломону. В 2 Цар гл. 24 пророк Гад, прозорливец Давида (древнеевр. хозе Давид), обличает его в том, что тот устроил перепись населения, и предсказывает бедствие.

В 3-й книге Царств упоминается множество пророков, которые предсказывали различные события иудейской и израильской истории, а иногда и принимали в них самое активное участие. Так, в гл. 1 рассказывается о том, как пророк Нафан способствовал избранию Соломона царем и принял участие в его помазании. Согласно тексту книги, и сам Соломон несколько раз получал откровения от Господа (3 Цар 3:5—14; 9:1—9; также, возможно, 6:11—13; 11:11—13). В 3 Цар 11:29—39 сообщается о том, что пророк Ахия в разговоре с будущим израильским царем Иеровоамом предсказал раскол давидической империи и образование северного царства. Согласно 3 Цар 1:1—16, он предрек также гибель династии Иеровоама и ассирийский плен Израиля. В 3 Цар 12:22—24 говорится о том, что «человек Божий» Шемайя (древнеевр. Шемаˁйя, в СП: Самей) предотвратил войну между южным и северными царствами. В гл. 13 рассказывается о некоем «человеке Божьем», который предсказал воцарение Иосии и разрушение им жертвенника в Вефиле. Кроме того, приводится история о его встрече с пророком из Вефиля и гибели вследствие непослушания слову Яхве. В 3 Цар 16:1—13 приводится пророчество Иегу (древнеевр. Йеху, в СП: Ииуй), который предсказал гибель израильской династии Баши (СП: Ваасы). Главным героем глав 17—19, 21 является пророк Илья (древнеевр. ˀЭлиййаху), который наводит засуху на Израиль, творит различные чудеса, состязается с пророками Ваала и умерщвляет их, предсказывает гибель израильской династии Ахава, избирает в качестве своего преемника Елисея (древнеевр. ˀЭлишаˁ). В гл. 20 сообщается о нескольких пророках, которые инструктировали царя Ахава во время войны с сирийским царем Бен-Хададом (СП: Венадад). В гл. 22 содержится рассказ о конфликте пророка Михея (древнеевр. Михаййаху), который предсказал Ахаву поражение в битве с сирийцами, с другими пророками во главе с Седекией (древнеевр. Цидкияху), предсказавшими Ахаву победу. По словам Михея, в уста остальных пророков по повелению Яхве вошел «дух лживый».

В 4-й книге Царств продолжается цикл историй о пророках Илье и Елисее. В гл. 1 рассказывается о том, как Илья предсказал смерть израильскому царю Ахазии (в СП: Охозия). В гл. 2 описывается вознесение Ильи и передача его полномочий Елисею, перечисляются чудеса, творимые последним (также главы 4—6, в гл. 13 речь идет о чуде, совершенном костями уже умершего пророка). Несколько раз сообщается о том, как Елисей инструктировал израильских царей во время войн с моавитянами (гл. 3) и с сирийцами (гл. 6—7, 13). Дважды рассказывается о том, как Елисей был инициатором дворцовых переворотов: в Дамаске он привел к власти Хазаэля (в СП: Азаил) (гл. 8), а в Израиле – Иегу (в СП: Ииуй) (гл. 9—10), который убил израильского царя Иорама, иудейского царя Ахазию (СП: Охозия), а также истребил всю династию Ахава и жрецов Ваала. В рассказах об Илье и Елисее также идет речь об окружавших их «сынов пророческих» (гл. 2, 4, 5, 6, 9), которые выполняли их указания. В 4 Цар 14: 25 упоминается пророк Иона (древнеевр. Йона), сын Амиттая, который предсказал «восстановление пределов Израиля» при израильском царе Иеровоаме II. Согласно тексту книги, многие пророки предостерегали Израиля и Иуду от нарушения заповедей. Ими был предсказан ассирийский плен Израиля (4 Цар 17:13, 23), разрушение Иерусалима и вавилонский плен Иудеи (гл. 20—24). В гл. 19—20 рассказывается о деятельности пророка Исайи (древнеевр. Йешаˁяху), который находился при иудейском царе Езекии. В частности, он предсказал ему окончание ассирийского нашествия (гл. 19), исцеление от болезни (4 Цар 20:1—11), а также вавилонский плен Иудеи (4 Цар 20:12—19). В 4 Цар 14:14—20 упоминается иерусалимская пророчица Хулда (в СП: Олдама), предсказавшая вавилонский плен и разрушение Иерусалима.

Пророкам, о которых рассказывается в книгах «Поздних пророков», и их откровениям будут посвящены последующие лекции.


Пророки в Пятикнижии и Писаниях

Танец Мириам. Миниаютюра Псалтири монастыря Пантократор (Codex 61, 206r). IX в.

Пятикнижие

В книге Бытия (Быт 20:7) пророком (нави) назван Авраам. В рассказе о пребывании последнего при дворе Авимелеха подчеркивается его роль как посредника между божеством и людьми: по молитве Авраама Бог исцеляет Авимелеха и жительниц Герара. Кроме того, в тексте книги Бытия описываются различные сверхъестественные откровения (видения, сны и пр.) Бога патриархам Аврааму, Исааку и Иакову, а также Иосифу. Последний выступает и в качестве толкователя снов (гл. 40—41).

В книге Исхода (Исх 7:1) в рассказе о поручении, данном Богом Моисею и Аарону, идет речь о том, что Аарон должен стать пророком Моисея для фараона, поскольку он будет передавать слова Моисея фараону. В Исх 15:20 упоминается пророчица Мирьям (СП: Марьям), сестра Аарона, которая плясала с бубном и пела песнь о переходе евреев через Чермное море.

В книге Чисел 11:16—30 рассказывается о том, как Господь, прислушиваясь к жалобе Моисея на то, что он один должен нести «бремя народа», велит ему созвать семьдесят старейшин возле скинии и передает им «часть духа, который на нем (т. е. на Моисее)», чтобы и они смогли нести это бремя вместе с ним. После схождения духа старейшины начинают пророчествовать(древнеевр. ваййитнаббеˀу). Рассказывается и о двух старейшинах, Элдаде и Медаде, которые стали пророчествовать, оставаясь в стане. В ответ на предложение Иисуса Навина запретить им делать это, Моисей желает всем израильтянам стать пророками. В Числ гл. 12 сообщается о споре Аарона и Мирьям с Моисеем. Господь принимает сторону Моисея и говорит, что, в отличие от пророков, которые получают откровения в видении или во сне, Моисей разговаривает с Богом непосредственно «устами к устам» и видит «образ Господа». Господь поражает Мирьям проказой, но исцеляет ее по молитве Моисея. По всей видимости, в Числ 12 гл. символически показано превосходство откровения, данного Моисею, над пророчеством (Мирьям) и культом (Аарон). В Числ гл. 22—24 рассказывается о месопотамском провидце Валааме (древнеевр. Бильˁам), которого моавитский царь нанял проклясть Израиль, но тот, повинуясь божественному вдохновению, благословил его несколько раз и предсказал его славу.

Заповеди, касающиеся пророков, представлены в книге Второзакония. Во Втор 13:1—5 (2—6) говорится о том, что не следует верить пророку или сновидцу даже в том случае, когда его слова сбудутся, но он будет призывать «идти вслед иных богов». Самого пророка или сновидца необходимо предать смерти. Во Втор 18:15—19 предсказывается появление пророческой традиции. Моисей сообщает, что Бог из среды израильтян воздвигнет пророка (слово нави использовано без артикля, ср. с Втор 17:15, где речь идет о появлении царя в Израиле), подобного ему самому. К предсказанию присоединяется заповедь – требование казнить пророков, которые говорят от имени чужих богов, а также пророков Яхве, пророчества которых не исполнились (Втор 18:20—22). В заключительных стихах книги Второзакония (Втор 34:10—12) подчеркивается роль Моисея как величайшего пророка («И не восставал более в Израиле пророк такой, как Моисей, которого Яхве знал бы лицом к лицу», Втор 34:10) и указывается на исключительный характер сотворенных им чудес (Втор 34:11—12).


Писания

В 1—2 книгах Паралипоменон упоминаются многие пророки, о которых рассказывалось в 1—4 книгах Царств, а также в других библейских книгах: Самуил, Нафан, Гад, Ахия, Шемайя, Михей, Иегу, Илья, Исайя, Хулда, Иеремия. Кроме того, сообщается и о других пророках, о которых из других источников ничего более не известно. В частности, упомянут провидец Иеддо (древнеевр. ˁИддо в 2 Пар 13:22; 12:15; СП: Адда; он же вероятно назван Йеˁдо в 2 Пар 9:29; СП: Иоиль); пророк Азария, сын Одеда (древнеевр. ˁАзарьяху), сподвигнувший иудейского царю Асу на проведение религиозной реформы (2 Пар гл. 15); провидец Ханани (древнеевр. Ханани, СП: Ананий, 2 Пар 16:7--10), обличивший царя Асу и посаженный им в темницу; Елиезер, сын Додавы (древнеевр. ˀЭлиˁэзер, 2 Пар 20:37), предсказавший неудачу морскому предприятию иудейского царя Иосафата; Захария, сын священника Иодая (древнеевр. Зехарья), пророчествоваший при иудейском царе Иоасе и убитый им (2 Пар 24. 20); пророк Одед (древнеевр. ˁОдед), способствовавший освобождению пленных иудеев из самаритянского плена (2 Пар 28. 9—11).

В Псалтири часто цитируются слова Яхве, которые многие исследователи рассматривают в качестве особых «культовых пророчеств» (см.: Hilber. 2005). Подобные пророчества содержатся в т. н. «царских псалмах» (Пс 2; 109 (110); 88 (89); 131 (132)), псалмах Асафа (Пс 49 (50); 74 (75); 80 (81); 81 (82)), тематически близком им Пс 94 (95), различных других псалмах (Пс 11 (12); 31 (32); 59 (60); 61 (62); 67 (68); 90 (91); 104 (105); 107 (108) и др.). В Пс 104:15 (105:15) праотцы Авраам, Исаак и Иаков названы «пророками».

В книге Даниила содержатся рассказы о премудром Данииле (древнеевр. Даниййэль), который жил в Вавилонии в VI в. до Р. Х., описываются виденные им видения, а также сны царя Навуходоносора, которым он дал истолкования. В гл. 9 рассказывается о том, как Даниил дал толкование пророчествам книги пророка Иеремии, в которых говорилось о семидесяти годах плена (см. Иер 25:11—12; 29:10). В гл. 14 (неканоническая) сообщается также о пророке Аввакуме, которого Бог послал подкрепить пищей Даниила в львином рву.


Сокращения

HALOT – Koehler L., Baumgartner W., Stamm, J. J. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament

MT – масоретский текст

LXX – древнегреческий перевод Священного Писания

РБО – Российское библейское общество

СП – Синодальный перевод


Литература

Guillaume Ph. Aaron and the Amazing Mantic Coat // Studies on Magic and Divination in the Biblical World / Ed. by H. R. Jacobus, A. K. de Hemmer Gudme, Ph. Guillaume. Piscataway: Gorgias Press, 2013. P. P. 101—117.

Cryer F. H. Divination in Ancient Israel and its Near Eastern Environment: A Socio-Historical Investigation. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1994.

Nigosian S. Magic and Divination in the Old Testament. Brighton: Sussex Academic Press, 2008.

Hamori E. J. Women’s Divination in Biblical Literature: Prophecy, Necromancy, and Other Arts of Knowledge. New Haven; London: Yale University Press, 2015.

Koehler L., Baumgartner W., Stamm, J. J. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Study Edition. 2 vols. / Transl. and ed. by M.E.J. Richardson. Leiden, Boston, Köln: Brill, 2001.

Renz J., Röllig W. Handbuch der althebräischen Epigraphik. Vol. 1. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1995.

Rüterswörden U. Der Prophet in den Lachish-Ostraka // Steine–Bilder–Texte: Historische Evidenz außerbiblischer und biblischer Quellen / Herausg. von C. Hardmeier. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2001. S. 179–192.

Lange A. The History of the Jewish Canon // Textual History of the Bible. Vol. 1a / Ed. by A. Lange, E. Tov. Leiden; Boston: Brill, 2016. P. 36—48.

Ryle H. E. The Canon of the Old Testament: An Essay on the Gradual Growth and Formation of the Hebrew Canon of Scripture. London: Macmillan, 1892.

Wildeboer G. The Origin of the Canon of the Old Testament: An Historico-Critical Enquily / Trans. B. Wisner Bacon. London: Luzac, 1895.

Leiman S. Z. The Canonization of Hebrew Scripture: The Talmudic and Midrashic Evidence // Transactions of the Connecticut Academy of Arts and Sciences. N 47. 1976. P. 51—124.

Beckwith R. T. Formation of the Hebrew Bible // Mikra: Text, Translation, Reading, and Interpretation of the Hebrew Bible in Ancient Judaism and Early Christianity / Ed. by M. J. Mulder. Assen: Van Gorcum, 1988. P. 39—87.

van der Kooij A. The Canonization of Ancient Books Kept in the Temple of Jerusalem // Canonization and Decanonization: Papers Presented to the International Conference of the Leiden Institute for the Study of Religions (LISOR), Held at Leiden 9-10 January 1997 / Ed. By A. van der Kooij and K. van der Toorn. Leiden: Brill, 1998. P. 17—40.

Lim T. The Formation of the Jewish Canon. New Haven: Yale University Press, 2013.

Hilber J. W. Cultic Prophecy in the Psalms. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2005.