Лекция 9. История 4. Библейский исторический нарратив и история древнего Ближнего Востока.
С какого момента современные историки считают библейское повествование более или менее надежным историческим источником? — Минималисты и максималисты. — Историософия еврейской Библии. — Пятикнижие: рассказ о «золотом веке», когда Бог заключил Завет (договор) с израильским народом. — Книга Иисуса Навина: рассказ о «золотом веке», когда Бог даровал израильтянам Палестину. — Книга Судей и предания о до-царской эпохе в жизни Израиля. — Песнь Деворы: древнейший текст Библии? — Повествования о первых царях Израиля: Сауле, Давиде и Соломоне. — Единая монархия: память о событиях 10 в. до н.э. или еще один рассказ о «золотом веке»?

Этнонимы «Израиль» и «Иудея». — (а) В библейских в вне-библейских источниках о событиях новоассирийского и нововавилонского периодов. — (б) В повествованиях о начале еврейского народа (Пятикнижие, книга Иисуса Навина, книга Судей, повествования о единой монархии): память о единстве народа «Израиль» до раскола единой монархии? — Или конструкт древнего историка? — (в) В поздних книгах Библии, в иудаизме рубежа эр: «обычное» название / «возвышенное» название еврейского народа. — (г) Современное употребление: государство Израиль и этноконфессиональная общность иудеи.

Этноним «еврей». — (а) Библейское употребление. — (б) Коннотация с еврейским/арамейским языком, начиная в текстов рубежа эр. — (в) Специфика русского языка, где этноним «иудеи"/ «жиды» стал маргинальным, а этноним «евреи» — основным.